Рубрика "Из истории одного предмета"

09.01.2015 Перстень, который рассказал о себе…

Семьсот лет назад в нашем городе была масса документов и книг. К несчастью, от них не осталось и следа, они исчезли вместе с бумагой и пергаментом, на которых были написаны. Находки надписей даже из нескольких букв на твёрдых материалах встречаются археологам крайне редко. И вот, это – редкая удача. 
Чтение арабских букв – не самое привычное для азовских археологов занятие, но у них есть к кому обратиться за помощью. 
Итак, археологам стало известно имя владельца перстня. Тимур – имя популярное среди монголов, оно в переводе означает «железный». Но среди тюрок это имя популярностью не пользовалось. Так что, археологам стало известно не только имя, но и национальность владельца перстня. Кем был этот Тимур?! Купцом, чиновником, представителем духовенства или аристократом?! Этого мы никогда не узнаем.
07.01.2015 Загадочные гончарные клейма

К 14 веку относится последний период использования гончарами Восточной Европы гончарных клейм – изображений на донцах сосудов, которые до сих пор остаются загадкой для ученых. Встречаются как очень простые знаки, в виде круга, так и очень сложные фигурные знаки, например, изображение ключа. Один из гончаров Азака, использовавших клеймо, работал в мастерской, располагавшейся на территории современного дома по улице Ленинградская, 62. 
Интересно, что более живучи гончарные клейма оказались в маленьких городках и у деревенских гончаров. В крупных городах, к числу которых относился Азак, лишь одно из сотен донц имеет клеймо.
05.01.2015 Прародительница гайки

Люди часто недооценивают уровень технических способностей наших предков. Большинство считает, что резьбовые соединения, которые используются сейчас повсеместно, начиная с платяного шкафа и заканчивая ракетой, появились совсем недавно. Между тем, технически нарезание резьбы было возможно еще много столетий назад. Примитивный токарный станок с лучковым приводом позволял нарезать резьбу, и прекрасный образец такой резьбы был обнаружен археологами Азовского музея-заповедника в Азове на раскопе по улице Ленина, 89.
05.01.2015 Фрагмент кувшина из Фаэнцы

Казалось бы, как археологи могут проследить пути, по которым передвигались средневековые купцы. Существуют, однако, предметы, которые как хлебные крошки из сказки, позволяют проследить маршруты передвижения торговцев. К числу их относятся сосуды, которыми купцы пользовались в дороге, как например, привычные для них кувшины для вина. Такие кувшины можно найти на территории всего Средиземноморья, а также на территории Восточной Европы вплоть до Среднего Поволжья. 
В Азаке, где у венецианцев был единственный опорный пункт в Северном Причерноморье, такие кувшины встречаются чаще, но они теряются среди того огромного массива керамики, который находят археологи Азовского музея-заповедника.
03.01.2015 Дед Мороз из 50-х годов 20 века занял достойное место в фондах Азовского музея

В фонды Азовского музея-заповедника в канун Нового года поступил новый экспонат из прессованной бумаги – сказочный персонаж Дед Мороз. Его подарили сотрудники хирургического отделения Городской больницы №1, которым руководит Николай Николаевич Новиков. До сегодняшнего дня точно неизвестно, откуда к нам пришел Дед Мороз, и кто был его прототипом. В каждой стране – свои предположения. Одни считают, что Дед Мороз – это потомок местных гномов, другие – средневековых бродячих жонглеров, третьи – странствующих продавцов игрушек, четвертые – просто трубочист. К сожалению, это только предположения, на самом деле, узнать, кто такой Дед Мороз и откуда он появился, довольно сложно. 

В восточнославянской мифологии культ Мороза прослеживается в народных сказках, в представлениях, связанных со Святками. Он никогда не выступал в качестве дарителя подарков и не участвовал в детском празднике елки, развлекая и веселя детей. Мороз – существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызвать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно, прося не губить урожай, его задабривали, им пугали детей. До революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде. Уже тогда свойствами его характера становится доброта и щедрость. 

Когда в середине 20-х годов прошлого века началась антирелигиозная кампания, Дед Мороз вместе с елкой превратился во врага нового государства. В послевоенное время появились публикации, что наш Дед Мороз является потомком восточнославянского духа холода – Трескуна (Студенца, Мороза, Морозко, Карачуна). 

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и датируется концом 1930-х годов. 

Обычай посещения Дедом Морозом домашних елок возник в послевоенное время. Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет. На протяжении времени образ Деда Мороза постепенно изменялся. Менялась и его одежда.

Новости 41 - 45 из 78
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»
Санкт-Петербургский международный культурный форум