Рубрика "Из истории одного предмета"

07.02.2015 Загадочный средневековый предмет из фондов Азовского музея

Использованы материалы ООО "Пульс-А".
10.01.2015 Колокольчики из фондов Азовского музея-заповедника

Появление колокольчика, миниатюрной копии церковного колокола, на протяжении нескольких столетий столь любимого в народе, датируют второй половиной XVIII века, когда в почтовом ведомстве была узаконена почтовая тройка, под дугой которой колокольчик обрел свое заслуженное место и стал называться поддужным, почтовым или ямским. 
Ямской колокольчик – это исключительно русское явление. Их появление относят к концу XVIII – началу XIX вв. Сначала о колокольчиках заговорили, потом запели и уже позднее о нем стали писать в литературных источниках. 
Центрами их производства являлись Валдай, Пурех, Касимов. Сначала колокольчики изготавливались в домашних кустарных мастерских. Технология их изготовления (литье) хранилась в тайне. Колокольное ремесло осознавалось как сакральное действо. Рождение колокольчика, как и любое рождение, должно быть тайной. Колокольчики были предельно очеловечены. Существовало предание, что в мастерскую специально приглашались красавицы, с которых мастер «срисовывал» форму и даже голос. 
Существует много легенд, в которых рассказывается о возникновении валдайского колокольчика. В самой распространенной из них говорится, что в 1478 году, по приказу царя Ивана III, вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву. Вечевой колокол должен был звучать согласно со всеми русскими колоколами, а не проповедовал бы больше вольницы. По легенде, плененный колокол так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз. Колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился на мелкие частички. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету. 
В отличие от легенды, летописи говорят, что колокол благополучно добрался до Москвы, где его повесили на городской «колокольнице» в Кремле. 
Колокольчик олицетворяют с ямщицкой песнью, аккомпанементом к которой он является. Колокольчики звучали довольно громко. Специалисты утверждают, что песнь спасала ямщика от возможности оглохнуть. Он пел, а точнее кричал, согласно с ритмом звучания. 
В настоящее время колокольчик стал предметом изучения и коллекционирования. Настоящий коллекционный колокольчик – это подписной колокольчик. При оформлении использовали традиции устного народного творчества, а именно, фразы из небылиц и песен, загадки, пословицы, поговорки. 
Еще египтяне пользовались колоколами или колокольчиками в своих обрядах, посвящённых празднествам в честь бога Осириса. Римляне применяли маленькие ручные звоночки для призыва рабов, в России со второй половины 18 века колокольчик призывал домашнюю прислугу. Сегодня колокольчик приобрел новую роль – он стал сувениром. Еще много тайн хранит маленький колокольчик, о них вы сможете узнать, посетив творческое занятие «Секрет волшебного колокольчика».
09.01.2015 Перстень, который рассказал о себе…

Семьсот лет назад в нашем городе была масса документов и книг. К несчастью, от них не осталось и следа, они исчезли вместе с бумагой и пергаментом, на которых были написаны. Находки надписей даже из нескольких букв на твёрдых материалах встречаются археологам крайне редко. И вот, это – редкая удача. 
Чтение арабских букв – не самое привычное для азовских археологов занятие, но у них есть к кому обратиться за помощью. 
Итак, археологам стало известно имя владельца перстня. Тимур – имя популярное среди монголов, оно в переводе означает «железный». Но среди тюрок это имя популярностью не пользовалось. Так что, археологам стало известно не только имя, но и национальность владельца перстня. Кем был этот Тимур?! Купцом, чиновником, представителем духовенства или аристократом?! Этого мы никогда не узнаем.
07.01.2015 Загадочные гончарные клейма

К 14 веку относится последний период использования гончарами Восточной Европы гончарных клейм – изображений на донцах сосудов, которые до сих пор остаются загадкой для ученых. Встречаются как очень простые знаки, в виде круга, так и очень сложные фигурные знаки, например, изображение ключа. Один из гончаров Азака, использовавших клеймо, работал в мастерской, располагавшейся на территории современного дома по улице Ленинградская, 62. 
Интересно, что более живучи гончарные клейма оказались в маленьких городках и у деревенских гончаров. В крупных городах, к числу которых относился Азак, лишь одно из сотен донц имеет клеймо.
05.01.2015 Прародительница гайки

Люди часто недооценивают уровень технических способностей наших предков. Большинство считает, что резьбовые соединения, которые используются сейчас повсеместно, начиная с платяного шкафа и заканчивая ракетой, появились совсем недавно. Между тем, технически нарезание резьбы было возможно еще много столетий назад. Примитивный токарный станок с лучковым приводом позволял нарезать резьбу, и прекрасный образец такой резьбы был обнаружен археологами Азовского музея-заповедника в Азове на раскопе по улице Ленина, 89.

Новости 41 - 45 из 80
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»