Рубрика "Из истории одного предмета"

13.03.2015 Кистень из средневекового Азака

Обрабатывая старые коллекции из фондов Азовского музея-заповедника, внимание археологов привлекла гиря кистеня, вырезанная из рога. Кистень предстал во всей своей красе со вставным металлическим стержнем с петлёй для ремня. Такая находка не так часто встречается при раскопках, так как не является значимым для военных оружием. Это касается периода Золотой Орды. 

Роговая гиря была бесполезна против воина-профессионала, закованного в панцирь. Кистень, как правило, использовался против жителя средневекового города, ходившего не в шлеме, а в шапке. Одним словом, кистень был оружием городских хулиганов, им они пользовались во время уличной драки. 

Интересен тот факт, что, по иронии судьбы, данный кистень был найден археологами на территории богатой усадьбы, проживающий здесь горожанин имел высокий имущественный достаток и мог себе позволить хорошее оружие и доспехи.
11.03.2015 Средневековый браслет из цветного стекла

В фондах Азовского музея-заповедника хранится огромное количество предметов, которые ждут своего «звездного часа». Вещь, которая ранее не привлекала внимание исследователей, – браслет из цветного стекла, который уникален для средневекового Азака. Подобного, мастерски выполненного из стекла браслета, не находили при раскопках города. 

Браслет из тёмного стекла орнаментирован двумя белыми нитями и разноцветными стеклянными каплями. Он повторяет полностью изделия из драгоценных металлов и самоцветов. Насечки на стеклянных нитях создают впечатление, что сделаны из сканной проволоки, а капли из цветного стекла напоминают драгоценные камни. Изготовление копий ювелирных изделий из стекла в Золотой Орде – это только одна из сторон быта средневековых горожан. 
Несмотря на то, что браслет из стекла – вещь выполнена мастерски, да и стоила немало. Не каждая горожанка со средним достатком могла себе позволить приобрести такое роскошное украшение, как браслет из цветного стекла.
12.02.2015 Литография с изображением императора Александра I на коне

Литография. АМЗ ОФ-30522Литография. Оборотная сторонаВсегда интересно проследить судьбу музейного предмета и часто об этом могут рассказать клейма, штампы, наклейки, серийные номера, надписи, проставленные на самом предмете. В коллекции «Изобразительное искусство» хранится литография с изображением императора Александра I на коне (автор - художник Киль, место производства Санкт-Петербург. Литография Винберга, размер - 15,0х10,5 см; в раме: 21,7х17,0 см), датируемая первой половиной XIX в., переданная в музей из Государственного Эрмитажа, о чем свидетельствуют акт передачи и учетные обозначения на обороте литографии.

Однако, помимо штампа Эрмитажа, имеются штамп Музея Революции и типографская наклейка, свидетельствующая о том, что данная литография находилась в личной коллекции Георгия Соломоновича Габаева (1877-1956), военного историка, руководителя организации и работы военных музеев и фондов, организатора военно-архивного дела в Петрограде (1918-1919 гг.).

Габаеву архивная и музейная наука обязана термином «фондообразователь», который сейчас стал одним из основных в музейной практике. Кроме того, Г.С. Габаев, будучи организатором ряда музеев, и сам стал страстным коллекционером, основу коллекции которого составили графические работы на военно-исторические темы, главным образом гвардейских полков, наполеоновских войн и Севастопольской обороны. Одновременно Габаев начал собирать и военно-историческую библиотеку. Когда коллекция стала разрастаться, часть ее коллекционер передавал в качестве дара соответствующим музеям. В целом, судьба коллекции Г.С. Габаева довольно печальна. При мобилизации 1914 г. он упаковал все свое собрание и библиотеку в 30 больших ящиков и оставил их на хранение в помещении музея саперного батальона. Когда же в 1918 году он вернулся с фронта, то не застал ни запасного батальона, ни посвященного ему музея. Экспонаты музея он разыскал в частном гараже, но из тридцати своих ящиков нашел лишь четырнадцать, а часть из них были неполными.

Тяжелое материальное положение в годы гражданской войны заставило коллекционера «ликвидировать» часть коллекции. В 1930-е годы Георгий Соломонович неоднократно арестовывался. В 1937 году был освобожден и поселился в Ленинградской области. Оставшаяся часть коллекции перешла к детям Габаева. Сын умер в 1942 году в Ленинграде в ходе блокады, а посторонние люди, поселившиеся в его квартире, сожгли и уничтожили более семи ящиков книг, гравюр и рукописей. Большая часть из немного оставшегося у дочери позднее была передана в Государственную историческую библиотеку.

Волею судеб один из предметов коллекционера в настоящий момент хранится в фондах Азовского музея-заповедника. Литография выставлена в экспозиционном зале «Азовская крепость от Петра I до Барклая-де-Толли».

07.02.2015 Загадочный средневековый предмет из фондов Азовского музея

Использованы материалы ООО "Пульс-А".
10.01.2015 Колокольчики из фондов Азовского музея-заповедника

Появление колокольчика, миниатюрной копии церковного колокола, на протяжении нескольких столетий столь любимого в народе, датируют второй половиной XVIII века, когда в почтовом ведомстве была узаконена почтовая тройка, под дугой которой колокольчик обрел свое заслуженное место и стал называться поддужным, почтовым или ямским. 
Ямской колокольчик – это исключительно русское явление. Их появление относят к концу XVIII – началу XIX вв. Сначала о колокольчиках заговорили, потом запели и уже позднее о нем стали писать в литературных источниках. 
Центрами их производства являлись Валдай, Пурех, Касимов. Сначала колокольчики изготавливались в домашних кустарных мастерских. Технология их изготовления (литье) хранилась в тайне. Колокольное ремесло осознавалось как сакральное действо. Рождение колокольчика, как и любое рождение, должно быть тайной. Колокольчики были предельно очеловечены. Существовало предание, что в мастерскую специально приглашались красавицы, с которых мастер «срисовывал» форму и даже голос. 
Существует много легенд, в которых рассказывается о возникновении валдайского колокольчика. В самой распространенной из них говорится, что в 1478 году, по приказу царя Ивана III, вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву. Вечевой колокол должен был звучать согласно со всеми русскими колоколами, а не проповедовал бы больше вольницы. По легенде, плененный колокол так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз. Колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился на мелкие частички. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету. 
В отличие от легенды, летописи говорят, что колокол благополучно добрался до Москвы, где его повесили на городской «колокольнице» в Кремле. 
Колокольчик олицетворяют с ямщицкой песнью, аккомпанементом к которой он является. Колокольчики звучали довольно громко. Специалисты утверждают, что песнь спасала ямщика от возможности оглохнуть. Он пел, а точнее кричал, согласно с ритмом звучания. 
В настоящее время колокольчик стал предметом изучения и коллекционирования. Настоящий коллекционный колокольчик – это подписной колокольчик. При оформлении использовали традиции устного народного творчества, а именно, фразы из небылиц и песен, загадки, пословицы, поговорки. 
Еще египтяне пользовались колоколами или колокольчиками в своих обрядах, посвящённых празднествам в честь бога Осириса. Римляне применяли маленькие ручные звоночки для призыва рабов, в России со второй половины 18 века колокольчик призывал домашнюю прислугу. Сегодня колокольчик приобрел новую роль – он стал сувениром. Еще много тайн хранит маленький колокольчик, о них вы сможете узнать, посетив творческое занятие «Секрет волшебного колокольчика».

Новости 36 - 40 из 78
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»