Рубрика "Из истории одного предмета"

31.07.2015 Азовские археологи обнаружили памятники староалбанской письменности
Репортаж ГТРК "Дон-ТР" www.dontr.ru

Удивительная находка азовских археологов. Учёные обнаружили кирпичи, которым уже около 2,5 веков. Они прекрасно сохранились. Качественная работа древних мастеров поражает, но ценнее самого строительного материала оказались символы, обнаруженные на красных камнях. Кирпичи с малоизвестными буквами вызвали большой интерес и у санкт-петербургских учёных. 

Странные закорючки на красных кирпичах историка Дмитрия Зенюка привлекли сразу. Сначала он подумал, что это буквы греческого алфавита. Больше двух веков назад в этих краях, действительно, было развито кирпичное производство, наладили которое основатели села Маргаритово — донские греки Блазо-Сарандинаки. Старинный строительный материал здесь находят до сих пор и чуть ли не каждый день. К кирпичам с буквой «М» — Маргаритово — здесь давно привыкли. А вот такие артефакты с извивающимися буквами местных учёных поставили в тупик. 

Сегодня эксперты Санкт-Петербургского университета уже доказали, что кирпичи с затейливым росчерком — не что иное как памятники староалбанской письменности. Красивые буквы относятся к трём разным алфавитам, которыми сейчас уже никто не пользуется: эльбасанскому, бютхакукийскому и весо-бейскому. 

Алфавиты эти довольно молодые — православные албанцы придумали их в конце 18 — в первой половине 19 веков для того, чтобы избежать исламизации и сохранить самобытность. Однако самое интересное, рассказывают исследователи, эти буквы, скорее всего, служили для тайнописи народа. Только албанцы могли понимать смысл таких слов и предложений. 

«Это настоящее открытие, потому что в мире можно по пальцам пересчитать памятники этой письменности», — говорит научный сотрудник Азовского музея-заповедника Дмитрий Зенюк. 

«Вне всякого сомнения, эти знаки оставили албанцы. Теперь мы думаем над новой загадкой о том, почему на кирпичах видны знаки разных алфавитов. Возможно, мы выйдем к какой-то достаточно интересной разгадке давней истории», — уверен почётный консул Албании, доцент кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета Александр Новик. 

Разгадка, например, может состоять в том, что на берегу Азовского моря когда-то жили и процветали не только греки, но и албанцы. Как они здесь оказались? Зачем? Пока не ясно. В поисках ответов на многие вопросы истории лингвистическая экспедиция Санкт-Петербургского университета прибыла на Дон, чтобы пообщаться со старожилами. 

Студентка Марина поёт песню на албанском языке. Их исследовательская группа не сомневается, что более 200 лет назад на этой земле прекрасно понимали смысл таких непонятных, но красиво звучащих слов.
13.05.2015 Клад серебряных монет 1736 года
13.03.2015 Кистень из средневекового Азака

Обрабатывая старые коллекции из фондов Азовского музея-заповедника, внимание археологов привлекла гиря кистеня, вырезанная из рога. Кистень предстал во всей своей красе со вставным металлическим стержнем с петлёй для ремня. Такая находка не так часто встречается при раскопках, так как не является значимым для военных оружием. Это касается периода Золотой Орды. 

Роговая гиря была бесполезна против воина-профессионала, закованного в панцирь. Кистень, как правило, использовался против жителя средневекового города, ходившего не в шлеме, а в шапке. Одним словом, кистень был оружием городских хулиганов, им они пользовались во время уличной драки. 

Интересен тот факт, что, по иронии судьбы, данный кистень был найден археологами на территории богатой усадьбы, проживающий здесь горожанин имел высокий имущественный достаток и мог себе позволить хорошее оружие и доспехи.
11.03.2015 Средневековый браслет из цветного стекла

В фондах Азовского музея-заповедника хранится огромное количество предметов, которые ждут своего «звездного часа». Вещь, которая ранее не привлекала внимание исследователей, – браслет из цветного стекла, который уникален для средневекового Азака. Подобного, мастерски выполненного из стекла браслета, не находили при раскопках города. 

Браслет из тёмного стекла орнаментирован двумя белыми нитями и разноцветными стеклянными каплями. Он повторяет полностью изделия из драгоценных металлов и самоцветов. Насечки на стеклянных нитях создают впечатление, что сделаны из сканной проволоки, а капли из цветного стекла напоминают драгоценные камни. Изготовление копий ювелирных изделий из стекла в Золотой Орде – это только одна из сторон быта средневековых горожан. 
Несмотря на то, что браслет из стекла – вещь выполнена мастерски, да и стоила немало. Не каждая горожанка со средним достатком могла себе позволить приобрести такое роскошное украшение, как браслет из цветного стекла.
12.02.2015 Литография с изображением императора Александра I на коне

Литография. АМЗ ОФ-30522Литография. Оборотная сторонаВсегда интересно проследить судьбу музейного предмета и часто об этом могут рассказать клейма, штампы, наклейки, серийные номера, надписи, проставленные на самом предмете. В коллекции «Изобразительное искусство» хранится литография с изображением императора Александра I на коне (автор - художник Киль, место производства Санкт-Петербург. Литография Винберга, размер - 15,0х10,5 см; в раме: 21,7х17,0 см), датируемая первой половиной XIX в., переданная в музей из Государственного Эрмитажа, о чем свидетельствуют акт передачи и учетные обозначения на обороте литографии.

Однако, помимо штампа Эрмитажа, имеются штамп Музея Революции и типографская наклейка, свидетельствующая о том, что данная литография находилась в личной коллекции Георгия Соломоновича Габаева (1877-1956), военного историка, руководителя организации и работы военных музеев и фондов, организатора военно-архивного дела в Петрограде (1918-1919 гг.).

Габаеву архивная и музейная наука обязана термином «фондообразователь», который сейчас стал одним из основных в музейной практике. Кроме того, Г.С. Габаев, будучи организатором ряда музеев, и сам стал страстным коллекционером, основу коллекции которого составили графические работы на военно-исторические темы, главным образом гвардейских полков, наполеоновских войн и Севастопольской обороны. Одновременно Габаев начал собирать и военно-историческую библиотеку. Когда коллекция стала разрастаться, часть ее коллекционер передавал в качестве дара соответствующим музеям. В целом, судьба коллекции Г.С. Габаева довольно печальна. При мобилизации 1914 г. он упаковал все свое собрание и библиотеку в 30 больших ящиков и оставил их на хранение в помещении музея саперного батальона. Когда же в 1918 году он вернулся с фронта, то не застал ни запасного батальона, ни посвященного ему музея. Экспонаты музея он разыскал в частном гараже, но из тридцати своих ящиков нашел лишь четырнадцать, а часть из них были неполными.

Тяжелое материальное положение в годы гражданской войны заставило коллекционера «ликвидировать» часть коллекции. В 1930-е годы Георгий Соломонович неоднократно арестовывался. В 1937 году был освобожден и поселился в Ленинградской области. Оставшаяся часть коллекции перешла к детям Габаева. Сын умер в 1942 году в Ленинграде в ходе блокады, а посторонние люди, поселившиеся в его квартире, сожгли и уничтожили более семи ящиков книг, гравюр и рукописей. Большая часть из немного оставшегося у дочери позднее была передана в Государственную историческую библиотеку.

Волею судеб один из предметов коллекционера в настоящий момент хранится в фондах Азовского музея-заповедника. Литография выставлена в экспозиционном зале «Азовская крепость от Петра I до Барклая-де-Толли».


Новости 36 - 40 из 80
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»