Рубрика "Из истории одного предмета"

12.02.2015 Литография с изображением императора Александра I на коне

Литография. АМЗ ОФ-30522Литография. Оборотная сторонаВсегда интересно проследить судьбу музейного предмета и часто об этом могут рассказать клейма, штампы, наклейки, серийные номера, надписи, проставленные на самом предмете. В коллекции «Изобразительное искусство» хранится литография с изображением императора Александра I на коне (автор - художник Киль, место производства Санкт-Петербург. Литография Винберга, размер - 15,0х10,5 см; в раме: 21,7х17,0 см), датируемая первой половиной XIX в., переданная в музей из Государственного Эрмитажа, о чем свидетельствуют акт передачи и учетные обозначения на обороте литографии.

Однако, помимо штампа Эрмитажа, имеются штамп Музея Революции и типографская наклейка, свидетельствующая о том, что данная литография находилась в личной коллекции Георгия Соломоновича Габаева (1877-1956), военного историка, руководителя организации и работы военных музеев и фондов, организатора военно-архивного дела в Петрограде (1918-1919 гг.).

Габаеву архивная и музейная наука обязана термином «фондообразователь», который сейчас стал одним из основных в музейной практике. Кроме того, Г.С. Габаев, будучи организатором ряда музеев, и сам стал страстным коллекционером, основу коллекции которого составили графические работы на военно-исторические темы, главным образом гвардейских полков, наполеоновских войн и Севастопольской обороны. Одновременно Габаев начал собирать и военно-историческую библиотеку. Когда коллекция стала разрастаться, часть ее коллекционер передавал в качестве дара соответствующим музеям. В целом, судьба коллекции Г.С. Габаева довольно печальна. При мобилизации 1914 г. он упаковал все свое собрание и библиотеку в 30 больших ящиков и оставил их на хранение в помещении музея саперного батальона. Когда же в 1918 году он вернулся с фронта, то не застал ни запасного батальона, ни посвященного ему музея. Экспонаты музея он разыскал в частном гараже, но из тридцати своих ящиков нашел лишь четырнадцать, а часть из них были неполными.

Тяжелое материальное положение в годы гражданской войны заставило коллекционера «ликвидировать» часть коллекции. В 1930-е годы Георгий Соломонович неоднократно арестовывался. В 1937 году был освобожден и поселился в Ленинградской области. Оставшаяся часть коллекции перешла к детям Габаева. Сын умер в 1942 году в Ленинграде в ходе блокады, а посторонние люди, поселившиеся в его квартире, сожгли и уничтожили более семи ящиков книг, гравюр и рукописей. Большая часть из немного оставшегося у дочери позднее была передана в Государственную историческую библиотеку.

Волею судеб один из предметов коллекционера в настоящий момент хранится в фондах Азовского музея-заповедника. Литография выставлена в экспозиционном зале «Азовская крепость от Петра I до Барклая-де-Толли».

07.02.2015 Загадочный средневековый предмет из фондов Азовского музея

Использованы материалы ООО "Пульс-А".
10.01.2015 Колокольчики из фондов Азовского музея-заповедника

Появление колокольчика, миниатюрной копии церковного колокола, на протяжении нескольких столетий столь любимого в народе, датируют второй половиной XVIII века, когда в почтовом ведомстве была узаконена почтовая тройка, под дугой которой колокольчик обрел свое заслуженное место и стал называться поддужным, почтовым или ямским. 
Ямской колокольчик – это исключительно русское явление. Их появление относят к концу XVIII – началу XIX вв. Сначала о колокольчиках заговорили, потом запели и уже позднее о нем стали писать в литературных источниках. 
Центрами их производства являлись Валдай, Пурех, Касимов. Сначала колокольчики изготавливались в домашних кустарных мастерских. Технология их изготовления (литье) хранилась в тайне. Колокольное ремесло осознавалось как сакральное действо. Рождение колокольчика, как и любое рождение, должно быть тайной. Колокольчики были предельно очеловечены. Существовало предание, что в мастерскую специально приглашались красавицы, с которых мастер «срисовывал» форму и даже голос. 
Существует много легенд, в которых рассказывается о возникновении валдайского колокольчика. В самой распространенной из них говорится, что в 1478 году, по приказу царя Ивана III, вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву. Вечевой колокол должен был звучать согласно со всеми русскими колоколами, а не проповедовал бы больше вольницы. По легенде, плененный колокол так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз. Колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился на мелкие частички. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету. 
В отличие от легенды, летописи говорят, что колокол благополучно добрался до Москвы, где его повесили на городской «колокольнице» в Кремле. 
Колокольчик олицетворяют с ямщицкой песнью, аккомпанементом к которой он является. Колокольчики звучали довольно громко. Специалисты утверждают, что песнь спасала ямщика от возможности оглохнуть. Он пел, а точнее кричал, согласно с ритмом звучания. 
В настоящее время колокольчик стал предметом изучения и коллекционирования. Настоящий коллекционный колокольчик – это подписной колокольчик. При оформлении использовали традиции устного народного творчества, а именно, фразы из небылиц и песен, загадки, пословицы, поговорки. 
Еще египтяне пользовались колоколами или колокольчиками в своих обрядах, посвящённых празднествам в честь бога Осириса. Римляне применяли маленькие ручные звоночки для призыва рабов, в России со второй половины 18 века колокольчик призывал домашнюю прислугу. Сегодня колокольчик приобрел новую роль – он стал сувениром. Еще много тайн хранит маленький колокольчик, о них вы сможете узнать, посетив творческое занятие «Секрет волшебного колокольчика».
09.01.2015 Перстень, который рассказал о себе…

Семьсот лет назад в нашем городе была масса документов и книг. К несчастью, от них не осталось и следа, они исчезли вместе с бумагой и пергаментом, на которых были написаны. Находки надписей даже из нескольких букв на твёрдых материалах встречаются археологам крайне редко. И вот, это – редкая удача. 
Чтение арабских букв – не самое привычное для азовских археологов занятие, но у них есть к кому обратиться за помощью. 
Итак, археологам стало известно имя владельца перстня. Тимур – имя популярное среди монголов, оно в переводе означает «железный». Но среди тюрок это имя популярностью не пользовалось. Так что, археологам стало известно не только имя, но и национальность владельца перстня. Кем был этот Тимур?! Купцом, чиновником, представителем духовенства или аристократом?! Этого мы никогда не узнаем.
07.01.2015 Загадочные гончарные клейма

К 14 веку относится последний период использования гончарами Восточной Европы гончарных клейм – изображений на донцах сосудов, которые до сих пор остаются загадкой для ученых. Встречаются как очень простые знаки, в виде круга, так и очень сложные фигурные знаки, например, изображение ключа. Один из гончаров Азака, использовавших клеймо, работал в мастерской, располагавшейся на территории современного дома по улице Ленинградская, 62. 
Интересно, что более живучи гончарные клейма оказались в маленьких городках и у деревенских гончаров. В крупных городах, к числу которых относился Азак, лишь одно из сотен донц имеет клеймо.

Новости 31 - 35 из 71
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Музеи России