Рубрика "Из истории одного предмета"

18.07.2014 Тарелка из «Военной серии»
В 1962 году в Азовский музей из фондов Государственного Эрмитажа была передана коллекция, включившая в себя предметы искусства и культуры: живописные портреты, оружие, скульптуру, церковные одеяния, образцы вышивки, изделия Императорского фарфорового завода. Многие из поступивших тогда экспонатов сейчас относятся к категории «Особо ценные». 

В числе переданных предметов – тарелка из «Военной серии», выпущенная Императорским фарфоровым заводом в 1836 году. Она входит в одну из самых масштабных серий фарфоровых тарелок с золочеными бортами, заказанных Николаем I. Выпуск первой серии таких тарелок начался в 1827 году, и, как утверждают исследователи, продолжался до 1836 года. Экспонат нашего музея относится к последним исполнениям. 

Выпуск второй серии производился с 1838 по 1844 гг. Новая серия отличалась бирюзовыми бортами с золоченым декором.

АМЗ_ОФ_1754.JPGАМЗ_ОФ_1754.JPG
 
Ввиду исключительной декоративности и высокого мастерства исполнения, а также точности изображения амуниции русской армии времен Николая I, тарелки изначально стали коллекционными. Надглазурная роспись выполнялась лучшими мастерами завода. Роспись экспоната, хранящегося в Азовском музее, выполнена художником Императорского фарфорового завода Н. Яковлевым, о чем свидетельствует надпись на обороте тарелки. Живописец работал во второй трети XIX века и специализировался на фигурной росписи. 

Золоченые борта тарелок украшены цированным (состоящим из глянцевых и матовых поверхностей) орнаментом, составленным из чередующихся изображений двуглавого орла и композиций из лавровых веток с предметами вооружения и снаряжения войск. 

Еще одна особенность таких тарелок – аннотационный текст на французском языке, выполненный на обороте. На экспонате Азовского музея надпись гласит: «Офицер гвардии инвалидной Роты и солдат генерального штаба гвардейских полков». 

Изображение именно этих представителей русской армии мы видим на тарелке. 

Тарелки с военными сюжетами использовались на парадных обедах в качестве десертных. Фарфор сервировался вместе со стеклянными и серебряными сервизами. 

Увидеть интересный экспонат можно в постоянно действующей экспозиции музея «Азовская крепость. От Петра I до Барклая де Толли».
25.06.2014 Кирпич и монета
В прошлый сезон археологи Азовского музея заповедника проводили спасательные работы на участке по улице Октябрьская, 64. На раскопе было исследовано жилище конца 19 века. Неожиданная находка для сотрудников музея – обожженный кирпич с монетой внутри. 

Кроме того, на раскопе были найдены - 1 копейка 1901 года и 1/2 копейки 1899 года и наперсток. В то время поденная плата в Азове составляла: бетонщик - 2 рубля, печник – 1 рубль 75 копеек, плотник – 1 рубль 50 копеек, водопроводчик – 2 рубля 25 копеек, маляр – 1 рубль 30 копеек, сортировщица мешков из-под зерна получала 75 копеек. Фунт хлеба стоил 3-3,5 копейки, кувшин молока - 20-25 копеек, курица - от 50 до 60 копеек.

Кирпич и монетаКирпич и монета
24.06.2014 Печати
Интересные предметы находятся в залах Азовского музея-заповедника. Внимание привлекает печать с латинской надписью «Бартоломео де Печинос», в центре – пятиконечная звезда с крестом. Найдена она в небольшой деревушке Азовского района. Скорее всего, печать принадлежит, как считают археологи, не итальянскому купцу, а испанскому. 

Рядом с ней – еще одна печать, принадлежащая купцу совершенно другого круга, с арабской надписью, гласящей «печать Омара Абу-Хафра».

Печати Барталомео де Печинас и Омара Абу-ХафраПечати Барталомео де Печинас и Омара Абу-Хафра
24.06.2014 Путешествие раковины Святого Иакова из Сантьяго де Компостелла
раковинаПроходят дни, недели, месяцы, иногда и годы, чтобы понять ценность находки археологов. Двадцать лет назад на раскопе по улице Розы Люксембург была найдена морская раковина, которая все это время хранилась в фондах музея-заповедника, сегодня она выставлена в Азовском музее-заповеднике.

Экспонат, на первый взгляд, не привлекающий внимания посетителей – морская раковина. Однако, это реликвия, которую привез из паломничества пилигрим. Он совершил паломничество к мощам Святого Иакова в город Сантьяго де Компостелла. Христианскими и языческими символами пользовались в средние века как шифром для своих задач европейские ученые, поэты, художники, архитекторы, чтобы не быть уничтоженными инквизицией. Шифрованные, мистические знаки, которые сохранились в памятниках архитектуры Х-ХVI веков, для нас теперь представляют загадку. А тогда этот язык символов, язык арго был известен от аптекаря до герцога. 

Раковина - одна из таких таинственных средневековых аллегорий, попавшая в средневековый Азак вместе с товаром благодаря купцу. Такие раковины нашивали на одежду пилигримы, возвращаясь из паломничества к мощам Святого Иакова в испанский город Сантьяго де Компостелла. Раковина гребешка была сначала эмблемой этого паломничества, затем всех пилигримов, посетивших эту святыню, а впоследствии - вообще всех странников, томимых духовной жаждой. В соборе Святого Лоренца, в немецком городе Нюрнберге, находится старинное изображение Святого Иакова, На его головном уборе морская ракушка. Но этот головной убор, возможно, является теплой зимней шапкой-ушанкой! 

Экспонат Азовского музея-заповедника - Атлантическая раковина, проделала большой путь от берегов океана в средневековый Азак. Возможно, раковина Святого Иакова из Сантьяго де Компостелла открыла не все тайны, которые хранят столетия.
23.06.2014 Жемчужина-долгожитель
Среди многих предметов, находящихся в музее, немногие заметят жемчужину, которая стала одной из самых древних находок в мире. 

Жемчужина-долгожитель найдена археологами Азовского музея-заповедника при раскопках одного средневекового купеческого дома в 2008 году. Жизнь жемчуга недолговечна, поэтому такая сохранность встречается довольно редко.

жемчужина-долгожитель

Новости 71 - 75 из 78
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»
Санкт-Петербургский международный культурный форум