Рубрика "Из истории одного предмета"

28.12.2018 Канделябр, как символ тщеславия…

Многие, при слове средневековье, представляют себе горящие в полумраке свечи. Между тем, 700 лет назад считалось, что свечи – это слишком дорогое удовольствие. Воска было мало. Он стал предметом международной торговли. В Золотой Орде, судя по находкам археологов, свечей было больше, но и здесь они стоили не дешево. Для тех, кто хотел похвастаться своим богатством, существовали бронзовые канделябры. В Азаке найдено всего три, один из которых покрыт сложным орнаментом.  

Как можно видеть на средневековых миниатюрах, такие канделябры переносили, надев на руку. Золотоордынские изделия копировали канделябры Ближнего Востока, которые очень часто покрыты сложным орнаментом – это сцены пира, животные, растительность и надписи. 

Для того, чтобы сделать их еще более дорогими, применялась инкрустация другими металлами: медью и серебром. Некоторые Ближневосточные канделябры, по сравнению с золотоордынскими находками, являются настоящими памятниками тщеславия. Только представьте себе, размер и цену свечи, которую устанавливали в канделябре из Афинского музея Исламского искусства. Его надев на руку не перенесёшь…
26.12.2018 Несущие свет…

Азак нельзя назвать восточным городом. Тем не менее, в его облике, быте и культуре представлено большое количество элементов, заимствованных с территорий средневекового Ближнего Востока. Среди них, изображенные на азакском надгробии осветительные приборы: стеклянная лампа и металлический канделябр. Они были деталями интерьера богатых домов и мечетей. Все лампы имели одинаковую форму и различались только своими размерами и богатством отделки.

Лампы можно назвать шедеврами средневекового стеклоделия. Для их изготовления использовалось окрашенное или обесцвеченное стекло. Они расписывались эмалями и золотом. 

Стеклянная лампа была, до некоторой степени, символом мечети. Иногда на лампах можно встретить цитаты из Корана. В Афинском музее исламского искусства представлены абсолютно целые великолепные образцы подобных ламп. 

При раскопках средневекового Азака стеклянные лампы не частая находка. Большинство их фрагментов встречено в Азове у перекрёстка улиц Чехова и Толстого, поблизости от располагавшейся в средние века, на этом месте мечети.

Возможно, в мечети, рядом со средневековым Центральным некрополем, камнерез Азака и видел лампу, которую он изобразил на надгробии.
27.07.2018 Китайская тара

Если составлять рейтинг самой дорогой и редкой керамики из раскопок золотоордынских городов, то фрагменты сосудов группы «цы чжоу» будут на одном из первых мест. Они встречаются даже реже, чем испанский люстр и китайский селадон. Большая часть находок покрыта светлой глазурью с коричневой росписью. Эти изящные изысканные сосуды были на самом деле просто тарой для перевозки дорогих сыпучих продуктов, в том числе чая и пряностей. 

Встречаются и сосуды без орнамента, просто покрытые коричневой глазурью. На раскопе в Азове по Петровскому бульвару, 7 встречено несколько фрагментов такой керамики. Это объясняется тем, что здесь находилась усадьба венецианского купца, самого богатого среди тех, чьи дома были обнаружены в ходе раскопок в Азаке.
19.03.2018 Сердоликовая бусина из таинственной Индии

Для жителя средневековой Европы Индия была страной сказочной, находящейся на краю земного диска. Один из маршрутов в Индию проходил через Азак. В отличие от изделий из Китая, продукция индийских ремесленников в Азаке, до недавнего времени, не встречалась. И вот, в прошлом году при раскопках аристократического Азака археологами была найдена индийская сердоликовая бусина с росписью щелочью. 

С древности индийские мастера славились искусством обработки поделочного камня, и, в частности, сердолика. Если на сердолик нанести щёлочь и нагреть до 300 градусов, узор, нанесённый мастером, станет белого цвета. Ещё с первых веков нашей эры индийские бусины с подобной росписью ввозились в Восточную Европу. 

Секрет изготовления удивительных бусин не утрачен и сегодня такие изделия можно купить в магазинах и базарных лавках Индии.
15.03.2018 Средневековая чаша со сценой пира

Раскопки в аристократическом районе Азака дали немало образцов художественной керамики. Среди них продукция Китая и Персии, но не меньший интерес представляют изделия местных гончаров. Ранее мы уже представляли чашу с изображением лани. На этот раз при разборке коллекции найден фрагмент чаши с изображением сцены пира. Частично сохранились две человеческие фигуры, стакан и часть стола.  

Очевидно, эта чаша была изготовлена на заказ. При этом, в рисунке чувствуется мастерство гончара. Редкость таких чаш объясняется тем, что сосуды с сюжетными композициями не пользовались спросом у местного населения.

Новости 1 - 5 из 80
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»