Рубрика "Из истории одного предмета"

11.07.2017 Легенда ледокольного флота

DSC_0260.JPGDSC_0248.JPGDSC_0246.JPG

19 июня 2017 г. в Азовском музее-заповеднике состоялось небольшое, почти домашнее, мероприятие. В этот день гостями музея стали члены Совета ветеранов флота, что при Пролетарском районном Совете ветеранов г. Ростова-на-Дону. Их визит прошел накануне памятной, но трагической для истории нашей страны даты – дня начала Великой Отечественной войны. 

В канун этого дня ветераны флота решили передать в дар музею фотографии ледокола-буксира «Фанагория», капитанов этого судна - Ершова С.И. и Рапопорта М.Л. и военно-морской флаг для парадного строя с рейдового тральщика «ТЩ-647», на котором до 1955г. служил Рапопорт. Собрались гости и сотрудники музея в соответствующем месте - в экспозиции «Азов и Приазовье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг». Здесь, на подиуме в виде фрагмента палубы корабля, о грозных событиях 1941-1943гг. напоминают снаряды, спасательный круг с катера «Юпитер» и гордо стоящий под военно-морским флагом компас с судна «Фанагория».Этот экспонат в начале 1960-х годов Михаил Леонидович передал Азовскому историко-краеведческому музею. И вот через 50 снебольшим лет М. Рапопорт вновь решил сделать подарок нашему, но теперь уже музею-заповеднику. Оказывается, он много лет хранил у себя военно-морской флаг для парадного строя, предназначавшийся тральщику с бортовым номером 647 (ТЩ-647). Михаил Леонидович хоть и не участвовал в боевых операциях периода войны по причине юного возраста, но с ее злобным дыханием сталкивался почти ежедневно, начиная с 1950 года. После окончания в г. Баку Высшего военно-морского училища, он получил назначение в Черноморский флот. Вот тут и пришлось сначала на тральщике № 193 в составе 10-го Отдельного дивизиона чистить от мин акваторию Новороссийской бухты, а потом, получив в г. Рыбинске новый рейдовый тральщик №647, до 1955г. тралить Керченский пролив. Мирным судам требовались чистые голубые морские дороги. 

В декабре 1955г. М.Л. Рапопорт обосновался в Ростове-на-Дону, преподавал в училище им. Седова. Одновременно как опытный моряк, знаток морского дела, Михаил Леонидович стал обучать морскому судоходству капитанов-речников. Через его руки прошли многие будущие специалисты-речники из разных пароходств страны. Поэтому плавать приходилось на разных судах. Последним в этом строю стала «Фанагория». В 1962г. судно было списано, как отработавшее свой век. Судьбы двух разных кораблей стали для М. Рапопорта одинаково дороги. И как человек неравнодушный и ответственный он предложил коллегам по профессии поддержать его инициативу. Азовский музей-заповедник принял гостей и подарки.  

Однако для нас важно еще и то, что ветераны флота заставили сотрудников музея поближе познакомиться с историей судов, и в первую очередь «Фанагории». Нередко об этом небольшом судне упоминают как о легенде ледокольного флота. Мы узнали его историю и захотели поделиться ею с вами, уважаемый читатель.  

А началась она еще в позапрошлом веке. Дело в том, что 27 сентября 1897г. Комитет Донских гирл получил телеграмму от руководства завода «Говард Теверке», что находился в г. Киль, в Германии. В ней сообщалось, что корпус строящегося для Ростовского порта ледокола уже обшит и скоро состоится его спуск на воду. О получении телеграммы написала газета «Приазовский край». Но что произошло далее, и идет ли речь об одном и том же судне, мы сказать пока не можем. Но новый ледокол для Ростовского порта действительно был построен. Правда произошло это событие позже и в России. В 1903г. со стапелей верфи в г. Николаеве обществом судостроителей и литейных заводов по решению Министерства промышленности и торговли был спущен на воду буксир-ледорез типа «Удалец». Судну дали имя «Фанагория». Суда такого типа предназначались для работы в южных портах России. В 1903г. судно прибыло в Ростовский порт. В 1917г. в связи с известными событиями оно было переоборудовано и переквалифицировано в сторожевое. При этом изменилось и его имя: теперь его называли «Емельян Пугачев». После установления на Дону Советской власти экипаж судна вместе с капитаном Верченко Федором Николаевичем перешел на сторону новой власти. 

8 января 1920г. ледорез был вооружен палубной артиллерией и включен в состав Азовской флотилии как сторожевой корабль. Но обстоятельства вынуждали использовать судно более широко: на перевозке раненых, а также различных грузов. 

15 сентября 1920г. экипажу пришлось участвовать в бою с судами Врангеля у косы Обиточной под Бердянском. Победу одержали моряки Азовской флотилии, вынудившие противника покинуть акваторию боя и одну из своих тонущих канонерских лодок. Примечательно, что спасать тонущих соотечественников пришлось команде «Емельяна Пугачева». 

После наступления мирной жизни буксир находился в составе Черноморского флота, но в 1921г. снова сменил прописку. Теперь им стал порт Мариуполя. Но здесь ледоколу вновь вернули прежнее имя - «Фанагория». Несколько лет спустя судно вернулось в Ростовский порт.  

Начавшаяся в 1941г. война очень быстро докатилась до устья Дона: 17 октября пал г. Таганрог, а 21 ноября противник сумел захватить Ростов-на-Дону. Команду «Фанагории» эти события застали в районе Буденовского моста. Пришлось на ходу включаться в эвакуацию людей, техники, уводить их из-под обстрелов и бомбежек. На судне как раз проходили практику курсанты Ростовского ВПУ. Им и членам экипажа какое-то время огнем из пулеметов удавалось сдерживать попытки немцев проникнуть на мост. Однако к ночи враг захватил переправу, а «Фанагория» оказалась в окружении. По приказу командования АВФ судно было затоплено в ростовском ковше. 

Через неделю, когда советские войска освободили город от захватчиков, команда буксира подняла его. После небольшого ремонта буксир был включен в состав 13-го дивизиона Азово-Донской базы 5 Управления военизированного флота Азово-Черноморского бассейна НКРП, а с 12 декабря 1941г. уже обеспечивал проводку судов, взламывая лед на Дону, буксировал баржи с грузами, а также использовался как пожарное судно. Но уже 25 декабря, как следует из отчета оперативного отдела Закавказского фронта, самоходная шаланда (так в документе) «Фанагория» стала готовиться к участию в Керченской десантной операции. Находясь в составе 2-го отряда, «Фанагория» грузилась в районе Темрюка. На буксируемой им минной барже разместились 362 человека, два 45-мм орудия, по две пушки калибра 37-мм и 76-мм, а также девять 120- мм минометов (ЦАМО, ф. 209, оп. 1089, д.14, л. 2). Но погода начала быстро портиться и вскоре ветер сменился на «норд» и достиг 7 баллов. Буксиры вынуждены были сбросить ход, чем расстроили заданный строй. Командующему АВФ пришлось даже изменить место высадки 1-му отряду, направив его суда к мысу Зюк, где уже по плану высаживался десант с судов 2-го отряда, в том числе с «Фанагории». 26 декабря в 10 часов 50 минут высадке десанта пыталась помешать авиация противника. На следующий день, в то же самое время вновь налет противника, но теперь уже на корабли 2-го отряда. Один из снарядов угодил в буксир. «Фанагория» стала тонуть. Пришлось концы баржи обрубить, спасая людей и технику. Но около 100 человек погибли (там же, л. 2). 

После этих событий «Фанагория», как вспомогательное судно в составе АВФ, вернулась к привычной для нее работе ранней весной 1942 года. Однако экипажу она запомнилась очень сложными условиями ледохода. Особенно тяжелыми стали дни с 3 по 11 апреля 1942 года. В эти дни пришлось дробить лед, представлявший сплошные торосы до 2 км, с наличием ледяных полей до 50-80 гектаров. Чтобы спасти от разрушения важные мосты через реку Дон, люди работали, не покидая на буксир-ледокол сутками. В их числе старший механик Бондаренко Александр Иванович (1888г.р.). За свои 36 лет работы на флоте (из них - 17 лет на «Фанагории») с такой сложной ледовой обстановкой он столкнулся впервые. Несмотря на больничный лист, Александр Иванович не покидал судно до тех пор, пока обстановка не нормализовалась. В июле 1942г. командование 56 армии, в оперативном подчинении у которого находились АВФ и военизированный флот, представило старшего механика к медали «За боевые заслуги» (приказ №300 от 11.07. 1942г.). Этим же приказом медалью «За боевые заслуги» были награждены начальник Ростовского морского порта Иванов Михаил Михайлович и уроженец с. Круглое Азовского района, капитан «Фанагории» Петр Федорович Кудлай. 

24 июля противник вновь захватил Ростов-на-Дону. Экипажу «Фанагории» в очередной раз пришлось затопить судно. Только теперь это произошло на выходе из Дона, у х. Донской. После освобождения Ростова в феврале 1943г. вновь начались работы по подъему затопленных судов и оборудования. В районе х. Колузаево в Азовском районе сначала был поднят также затопленный кран ПК-285, и уже с его помощью начался подъем других затопленных судов и транспорта. «Фанагория» была поднята в апреле 1943 года. Новым капитаном буксира стал Ершов Стефан Иванович, отдавший ему в общей сложности 42 года своей жизни. После подъема снова ремонт на заводе «Красный Дон». 

С 1943г. Красная Армия пядь за пядью начала освобождать нашу землю от непрошенных «гостей». Военизированный флот Азово-Донского бассейна вновь был востребован. Шла подготовка военно-морских операций в Азовском и Черном морях. Для этого «Фанагория» в очередной раз покинула Ростовский порт и акваторию Нижнего Дона, чтобы с 18 декабря 1943 года принять участие в Феодосийско-Керченской операции. Буксир-ледокол вместе с трофейной баржей №3 использовался для перевозки боевой техники, личного состава, для вывоза раненых. На ледоколе в то время располагался даже шифровальный отдел АВФ. Правда, знали об этом немногие. 

Но война закончилась, пора было переходить к мирным заботам. И судно-труженик вновь оказалось востребованным, но теперь уже на перевозках иного плана: на многочисленные стройки оно подвозило стройматериалы, осуществляло аварийно-спасательные работы, в том числе по тушению пожаров на других судах, в портах. В зимний период тоже начиналась привычная для ледокола работа. 

В 1960г. на «Фанагорию» был назначен новый капитан – Михаил Леонидович Рапопорт. Но с приходом во флот новых, более мощных, судов дни «Фанагории» оказались сочтены. В 1961г. она была списана на металлолом. Последний капитан судна Рапопорт М.Л. стал преподавателем в мореходном училище им. Седова, но успел позаботиться о том, чтобы снятые с судна предметы попали в музеи страны: паровую машину забрали на Николаевскую верфь, в музей; рында отправилась в Таганрог, а вот компас, как мы писали выше, он передал в Азовский музей (приказ №295 от 23.05.1961г. по Ремонтно-эксплуатационной базе «Красный флот»). С тех пор этот экспонат практически никогда не покидал своего места в экспозиции. Теперь же, благодаря новым подаркам ветеранов флота, экспозицию Азовского музея-заповедника дополнят фотографии самого ледокола, капитанов судна и флаг для парадного строя тральщика №647. Суда этого типа (базовые, рейдовые) не случайно называли «пахарями моря». Для них хватило работы не только во время войны, но и после, пока наши «голубые дороги», в том числе устье Дона, не стали свободными от мин. Много мужества, выдержки и умения требовала от экипажа и его капитана эта опасная работа. 

Нет прежнего буксира-ледокола, но о делах и подвигах маленького и легендарного ледокола, хранят память музеи. 

Имя же его – «Фанагория» - продолжает жить в названии уже другого судна.

Фото мероприятия в нашей ФОТОГАЛЕРЕЕ

DSC_0267.JPGDSC_0257.JPGDSC_0276.JPG
29.06.2017 «Боевая старушка» из Золотой Орды

Анализ собранных археологами материалов подчас занимает долгие годы, продолжая приносить учёным новые открытия. Малоизученной темой остаётся антропология обитателей Азака XIII-XIV веков. Более внимательное изучение бегло определённых много лет назад костяков при тщательном осмотре даёт неожиданные результаты. 

Могильник в Азове на улице Макаровского (рядом со школой №1) является одним из самых старых городских захоронений золотоордынского Азака. Он, вероятно, возникает ещё в последней трети XIII века, в период зарождения нашего города.  

Мы не узнаем, дождалась ли эта женщина появления своих внуков, но если они у неё были, ей было, что им рассказать.
16.06.2017 История одного черепка

Многие открытия в археологии делаются не в поле, а при разборе груды черепков. Уже не в первый раз археологи обнаруживают стенки сосудов местного производства со следами мерного инструмента на их внутренних поверхностях. Эти следы возникали в результате промеров внутреннего диаметра сосудов мерным эталоном, в виде палочки. 

Практика проверки размеров сосудов принятым стандартом была широко распространена в эпоху средневековья. Так черепок становится ещё одним свидетельством, позволяющим археологам реконструировать систему организации гончарного ремесла в Азаке.
31.05.2017 Ломовой извоз

Новые находки археологов – таблички-сертификаты для ломового извоза начала XX века были найдены на территории раскопа в Азове по переулку Достоевского, 54. Именно они стали прообразом номерных знаков для современной регистрации машин. Медные и оловянные таблички сразу же поступили на реставрацию. 

Таблички-сертификаты активно использовались, начиная с XIX века и вплоть до 20 годов XX-го столетия. За каждой из них своя история. В посаде Азов в начале ХХ века работал торговый порт, куда вереницей тянулись извозчики, везли зерно. Деятельность извозчиков регламентировалась специальными правилами, издаваемыми Азовской городской Управой. 

На рубеже XIX-XX веков практически каждый провинциальный город был вынужден решать проблемы перевозок самостоятельно, ориентируясь не столько на реальную потребность в перевозках, сколько на состояние местного бюджета. Были и свои правила извоза. Использовали ломовой извоз и при пожарах. Обязательно отмечались номера извозчиков. Доставка товаров стоила недорого. 

Так, благодаря находке археологов Азовского музея-заповедника, открылась ещё одна страница из истории города.
28.04.2017 Лемех плуга XIV века

Первой неординарной находкой археологов Азовского музея-заповедника сезона 2017 года стал лемех плуга. На его изготовление пошло много железа, которое немало стоило, поэтому такие вещи не терялись. За 40 лет раскопок на территории города это всего вторая находка. 

Как и первый лемех, находка 2017 года была обнаружена на территории усадьбы очень богатого человека.

Новости 1 - 5 из 71
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Музеи России