Рубрика "У истоков забытого города..."

17.10.2018 День рождения Азова

17 октября 2018 года исполняется 749 лет со дня рождения города Азова. Как принято во всём мире, днём города считается дата его первого упоминания в письменных источниках. Азову невероятно повезло. Время его рождения известно с точностью до дня. 

С самого рождения город имел важное значение в мировой торговле. В нём можно было услышать десятки разных языков и наречий. Увидеть товары, привезённые из отдалённых уголков мира: от китайского шелка до фламандских сукон, от сибирского соболя до аравийского ладана. Здесь работали ремесленники десятков разных специальностей, стояли храмы разных конфессий. Он вошел в число крупнейших городов Европы, пережил бурную историю, сгорал и возрождался как птица Феникс. И сегодня Азов празднует свой очередной день рождения.
24.09.2018 Гибель Азака в 1395 году

14 сентября 1395 года среднеазиатский правитель Тимур вошел в Азак. Накануне ему навстречу выехала депутация горожан, просившая милости, поскольку они никогда не воевали с Тимуром. Город не мог защищаться, не имел никаких укреплений и гарнизона. Тимур дал обещание пощадить город, но нарушил его. От погрома Тимура остались следы в земле Азова: отрубленные головы среди сгоревших домов и несколько кладов. 

Город умер не сразу. Не всё население погибло. Через несколько лет город возродился, хотя имел размеры, во много раз меньше. Многие ремесленные специальности погибли. Главное – было разрушено государство, благодаря которому и существовал город.
30.11.2017 Азак: Влияние города на регион, его роль в истории России
Проект "НаукаPRO"

Какое значение имели Азак и другие золотоордынские города в истории России? Какой была роль города в общемировой торговле? Насколько сильно было влияние Азака, как центра одного из Улусов, на другие регионы Золотой Орды? Какие оценки роли этого города в истории нашей страны можно услышать от разных учёных? 

Рассказывает Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника.
27.11.2017 Азак: Когда появился средневековый город?
Проект "НаукаPRO"

По каким источникам ученые определяют даты основания городов и какими критериями руководствуются при этом? Какие неточности и из-за чего могли быть допущены при установлении даты? Когда действительно был основан город Азак? 

Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника расскажет нам о том, как объективно рассматривать время основания города и на какие источники нужно ориентироваться при определении его возраста.
17.10.2017 Азак: Население средневекового города
 
Проект "НаукаPRO"
   
Кто жил в средневековом Азаке? Какие этносы составляли основную часть населения города и откуда они пришли? Что известно из археологических находок? В этом видео Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника рассказывает о том, что известно о населении портового города Азак. 

Основной состав: аланы, черкесы, татарские племена, русские, а также: греки, евреи, мордва, армяне, итальянцы, немцы, чехи, арабы, иранцы, хорезмийцы и прочие. Вы узнаете о взаимодействии этих этносов, их краткую историю, численность и о том, как они повлияли на историю города.
06.10.2017 Азак: Внешний облик средневекового города
 
Проект "НаукаPRO"

Как выглядел средневековый город Азак? В чем была его особенность и какова была плотность населения? По каким источникам можно восстановить его облик? Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника рассказывает о том, что представляли собой черты средневекового золотоордынского города, каковы были отличия Азака от других поселений того времени и о других особенностях его архитектуры.
16.09.2017 Азак: Местное производство
 
Проект НаукаPRO
    
Что производили на территории Азака? На чём держалась древняя металлургия города? Насколько было развито гончарное производство? Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника расскажет, какие ремёсла существовали в золотоордынском городе. 

Из этого видео Вы узнаете об уникальных находках, интересных гипотезах археологов и удивительных открытиях, позволяющих по-новому взглянуть на жизнь города, а также о том, в каком виде ремесла Азак занимал первое место в Восточной Европе эпохи средневековья.
06.09.2017 Азак: Международная и региональная торговля
Проект "НаукаPRO" 

Какое значение имел Азак в региональной и международной торговле? Что продавали купцы на территории города и какие товары вывозились из него в другие регионы? Действительно ли Великий Шелковый путь проходил через средневековый Азак? Какие другие древние торговые пути вели в город и в какие края из него? Как был устроен торговый процесс в городе? 

Об этом и многом другом расскажет Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника.
23.08.2017 Азак: Генуэзцы и венецианцы в средневековой Тане
Проект "НаукаPRO"
   
Какую деятельность вели генуэзцы и венецианцы на территории Донского края в средневековье? Какой характер носили их сложные взаимоотношения друг с другом? Какая неразрывная связь существовала между городом-колонией Тана (отдельным кварталом в золотоордынском Азаке) и итальянскими купцами? 

Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника расскажет, как закрепились венецианцы и генуэзцы в южной части Донского края, об особенностях торговой политики Таны, и как закончил своё существование этот город. 

12.08.2017 Азак: Резня 1370 года и дальнейшая судьба города
Проект НаукаPRO

С чем раньше археологи связывали свидетельства погромов в Азаке? Ошибочная привязка погромов к приходу Тамерлана в 1395 году. Что изменила находка двухсот убитых человек в подвале одного из домов в 2002 году? Обнаружение ещё полутора десятка подобных захоронений в черте города. Уверенная датировка по сопроводительному материалу страшной резни в Азаке зимой 1369-1370 годов и её причины. Смута в Золотой Орде. Как Мамай организовал массовую резню в золотоордынских городах? По каким признакам убивали членов кланов противника? Давали ли кочевые кланы отпор нападавшим? Почему дело обстояло зимой, и как археологи смогли это определить? 

Об этом рассказывает Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника.
28.07.2017 Азак: краткая история. Жизнь города и его конец
Проект НаукаPRO

Какие мы знаем города Золотой Орды? Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника рассказывает о знаменитом золотоордынском городе Азак. Чем интересна его история, и какова его роль в политической и культурной жизни Золотой Орды? Что представлял собой город Азак в архитектурном плане? Как развивался город на протяжении веков? Интересные факты, удивительные археологические находки, культура, история взлета и упадка. Об этом смотрите в этом видеоролике.
26.07.2017 Азак: Кочевники Нижнего Дона в X-XIII веках и первые золотоордынские города
Просветительский проект "Наука PRO"

Чтобы понять, что было на территории Ростовской области в золотоордынский период, вернёмся в прошлое, в X-XII века. Поздние кочевники: печенеги, обузы, половцы. Особенности погребального обряда кочевников. Что изменилось в жизни местных кочевников с приходом монголов? Возникновение Азака и других золотоордынских городов на территории Ростовской области. Что мы знаем про ещё не обнаруженные археологами города и сельскую округу Азака? 

Рассказывает Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника.
25.07.2017 Подземные ходы старого Азова в 17-18 веках
Просветительский проект "Наука PRO"

Городские легенды о подземных ходах в Азове. Слабые места таких легенд. Восемь реально существовавших подземных ходов на территории старого города в 17-18 веках, обнаруженные археологами за последние двадцать лет. Их назначение, устройство, состояние на сегодняшний день, что было в них найдено? Минная и контрминная подземная война при осаде фортификационных укреплений Азовской крепости. Возможная связь некоторых подземных ходов с событиями казачьего Азовского сидения 1641—1642 годов. 
Об этом рассказывает Андрей Масловский, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника.
24.07.2017 Китайцы в средневековом Азаке

Нам много известно о путешествиях европейцев в Китай. Туда отправлялись купцы, дипломаты, проповедники и даже солдаты. Оттуда везли шёлк, чай, пряности, зеркала, экзотическую керамику. Археологи находят достаточно регулярно в нашем городе селадон. 

Без китайского шёлка значение Азака было бы значительно меньше. В XIV веке достаточно долго Золотая Орда признавала власть великого хана, сидевшего в Северном Китае. Бывали ли в нашем городе китайцы?  

Китайская керамика достаточно узнаваема. Она выставлена в залах Азовского музея. Среди предметов при раскопках встречаются фарфор и тарные сосуды «цы-чжоу». Все эти товары, скорее всего, попадали не с китайскими купцами. 

Однако, у нас есть редкое свидетельство о пребывании в Азаке китайского купца – печать с навершием в виде фигурки льва. Также письменные источники сохранили для нас интересную информацию, что в нашем средневековом городе можно было купить даже рабыню-китаянку. Влияние китайской культуры велико и многообразно, но самих этнических китайцев на территории Золотой Орды было очень немного.
24.07.2017 История города в истории улиц. Улица Привокзальная
Репортаж ТК "АНТА" (Азов)
24.07.2017 Иранцы в средневековом Азаке

На протяжении почти столетия Улус Джучи (Золотая Орда) враждовал с Улусом Хулагу – Государство Ильханов, центром которого был Иран. Даже бурный рост Азаке в последней трети XIII века был отчасти обусловлен этим соперничеством. Однако вражда не мешала торговым и культурным контактам. Тебриз, столица Иранского Азербайджана, был одним из крупнейших торговых центров, связанных с Азаком. 

Персидские купцы были частыми гостями Азака, а жители Азака – частыми посетителями Ирана. Об этом свидетельствуют частые находки хулагуидских монет. На настоящий момент их найдено свыше 150 – больше, чем всех иностранных монет вместе взятых. Некоторые предметы, найденные в Азаке, были личными вещами уроженцев Ирана, как, например, сероглиняный подсвечник. 

Уроженцы Ирана оказали также важное влияние на различные сферы городской культуры Золотой Орды. В частности, иранское влияние прослеживается в архитектуре. Приток иранских ремесленников в золотоордынские города усилился после 1335 года, когда в государстве Хулагуидов началась затяжная кровавая смута. Полями сражений стали степи Азербайджана. В 1356 году золотоордынские войска заняли Тебриз, но победа пришла слишком поздно. Через несколько лет в самой Золотой Орде началась смута, которая привела к потере контактов Азака с Ираном.
26.06.2017 Генуэзцы в золотоордынском Азаке

Генуэзцы сыграли в истории Азака очень существенную роль. Даже первое упоминание нашего города встречено в документе, принятом Сенатом Генуи 17 октября 1269 г. 

Мы достаточно хорошо знаем о венецианской Тане и генуэзской Кафе (современной Феодосии), но гораздо меньше о генуэзской Тане. Так, например, не сохранилось текста ярлыков, выданных властями Золотой Орды об отведении территории для генуэзского квартала. 

Генуэзцы, в отличие от венецианцев, торговали не только дорогими шелками и специями, но и зерном, металлом, кожами. Известно, что в Северное Причерноморье приезжали не только купцы, но и генуэзские ремесленники, и кто-то из них жил в Тане. Наверное, с ними связано появление в нашем городе ножей для раскроя кожи западноевропейского типа. 

С присутствием генуэзцев связано распространение люстровой керамики испанского производства. О международной торговле этой парадной посудой нам известно гораздо лучше, чем о торговле какой-либо другой керамикой. В Азовском музее хранятся фрагменты сосудов, таких же, как и в музеях Санкт-Петербурга, Парижа, Кракова, Лондона и Мадрида. Известны находки нескольких мелких серебряных монет, отчеканенных в Генуе. Их значительно больше, чем других европейских монет. С генуэзцами связаны многие находки арбалетных болтов. 

Генуэзский квартал находился в непосредственной близости от венецианского квартала к западу. Так же, как и венецианцы, генуэзцы продолжали торговать в Тане, даже после уничтожения города войсками Тимура в 1395 году. Нам не известно, как выглядел генуэзский замок. Возможно, он был менее капитальным, чем венецианский, но он разделил его судьбу, попав летом 1475 года в руки турок.
22.06.2017 История города в истории улиц. Улица Ленина
Репортаж ТК "АНТА" (Азов)
06.06.2017 Арабы в средневековом Азаке

Одной из самых малочисленных этнических групп, сыгравших значительную роль в истории Азака, являлись арабы. В Азаке, как правило, арабы появлялись в качестве торговцев или исламского духовенства. В частности, арабы из Египта на территории Золотой Орды закупали рабов. Известно, что в Кафе существовал специальный Дом рабов, закупавший их для египетского султана. На Ближний Восток шла значительная часть мехов, продававшихся на рынках Азака. Любой богатый египетский араб со знанием дела мог обсудить отличие меха горностая от меха соболя. Особенно активны были контакты Ближнего Востока с золотоордынским Азаком до конца первой трети XIV века.  

Второй и более многочисленной группой были духовные лица: законоведы, богословы, шейхи и факиры – исламские странники-аскеты, ведь Коран на званых аристократических приёмах должен был читаться по-арабски. Отдельной группой населения, занимавшей в исламском обществе особое место, были сейиды – потомки пророка Мухаммеда. Имя одного из этих духовных лиц, проживавших в Азаке, нам известно. На встречу законоведа из Марокко Ибн-Батутты выехал шейх народа Азака Реджеп, уроженец Ирака. Самым распространённым значением слова шейх в средние века было: духовный авторитет, наставник.  

Некоторые из арабов в нашем городе проводили по несколько дней, другие оставались здесь на всю жизнь. Потомки тех, кто оставался навсегда жить в Азаке, ассимилировались с местным тюркским мусульманским населением.
26.05.2017 История города в истории улиц. Петровская площадь
Репортаж ТК "АНТА" (Азов)

15.05.2017 Греки в средневековом Азаке

Одной из самых значимых общин золотоордынского Азака были греки. Греческие общины существовали во всех средневековых причерноморских городах, большинство из них, вероятно, не были потомками греческих колонистов эпохи античности, а были представителями местных этносов, воспринявших греческий язык и культуру. Их более чем двухтысячелетний опыт в ремёслах и торговле не мог не быть востребован при создании золотоордынского города. 

В городе всегда было много греческих купцов из Трапезунда, Крыма, Константинополя и далее вплоть до Южной Италии. В XIV веке греки вынуждены были довольствоваться ролью младших партнёров итальянцев, тем не менее, объем перевозимых ими грузов был довольно велик. Среди них: фрукты, такие как, инжир, грецкие орехи, фундук, каштаны, виноград, вина Трапезунда, Трилии, Хиоса, Неаполя; изящная поливная посуда из Трапезунда, Крыма и Константинополя и кухонная посуда из разных мест, массивные мраморные ступки. 

О перевозке греками многих других товаров, таких как кожа, зерно, квасцы, металлы, можно только догадываться. О попытках наладить привычную жизнь на новом месте, говорят находки пифосов - обычной принадлежности любого греческого двора. Об этом же говорят и находки поливной кухонной керамики.  

Греки, подобно всем христианским народам Азака, сильно пострадали во время разгрома города в 1395 году, тем не менее, они продолжали здесь жить и в XV, и в XVI веках. Известно даже о строительстве в XV веке греческой церкви Святого Николая Греческого.
05.05.2017 Хорезмийцы в средневековом Азаке

В XIII-XIV веках Хорезм – область в низовьях Аму-Дарьи была частью Золотой Орды. Его столица – город Ургенч, как и Тана, лежал на Великом шёлковом пути и был тесно с ней связан. В отличие от городов Нижнего Подонья, в Азаке проживало немного хорезмийцев, в основном это были представители исламского духовенства, купцы и чиновники, которые оказали немалое влияние на развитие культуры Золотой Орды. В частности, хорезмийцем был один из известных нам эмиров Азака. 

В Азаке были выпущены монеты с изображением льва, над спиной которого всходит солнце. Изображения подобного стиля встречено в искусстве Хорезма. 

Из Хорезма в Азак поступала сероглиняная керамика, большая часть которой покрыта тонким штампованным орнаментом, которая выступала самостоятельным предметом торговли. Каменные котлы и часть сероглиняной керамики, вероятно, попадали в Азак в составе домашнего скарба приезжавших сюда хорезмийцев.  

Вероятно, самым большим вкладом в культуру Золотой Орды – стало распространение ислама, в котором хорезмийцы принимали активное участие. Связи Азака с Хорезмом продолжались вплоть до конца существования этих городов, хотя к концу XIV века их интенсивность заметно снизилась.
29.04.2017 Татары в средневековом Азаке

Одной из самых больших этнических групп, проживавших в Азаке, были представители различных тюркских племён, которые в XIII-XIV веках получили общее название – татары. Горожанами становились преимущественно обедневшие кочевники-татары, селившиеся на окраинах средневекового Азака. 

Татары воспринимали уже имеющуюся городскую культуру. Легко отказываясь от юрт, они селились в жилищах, ничем не отличавшихся от домов других этнических групп. Татары составляли большинство кочевников в округе Азака. Они пригоняли в город скот, привозили кожи, молочные продукты, бараньи курдюки, а взамен получали разнообразные изделия из железа – сабли, ножи, ножницы, кресала, а также другие товары – ткани, украшения, зеркала, медную посуду. 

Возможно, это покажется странным, но именно татары составляли большую часть рабов, продававшихся на рынках Таны. Во второй половине XIII-XIV веков большая часть войска Египта состояла из татарских мальчиков-рабов, купленных в Тане и Каффе. Некоторым из этих мальчиков выпадала удача стать султанами Египта. 

Судьба татарского населения Азака оказалась печальной. Они стали гибнуть гораздо раньше своих соседей-горожан. Во время «замятни» 1359-1381 годов вырезались целые кланы, проигравшие войну за власть. Наиболее драматической стала «резня» зимы 1369-1370 годов. В настоящий момент археологами обнаружено более полутора десятка мест захоронения жертв этого побоища. Тем не менее, татары в городе продолжали проживать и позже. Даже когда золотоордынский город погиб, они жили, невзирая на запреты в венецианской Тане, вплоть до 1475 года.
25.04.2017 История города в истории улиц. Улица Мира
Репортаж ТК "АНТА" (Азов)
21.04.2017 Венецианцы в средневековом Азаке-Тане

XIII-XV века – время наивысшего расцвета венецианской морской державы. Она контролировала значительную часть средиземноморской торговли. Но в Чёрном море Венеция проигрывала своей основной сопернице – Генуе, и у неё было всего два опорных пункта – в Азаке (Тане) и Трапезунде. Поэтому Тана была столь важна. Вопросы организации торговли с ней рассматривались в Венецианском Сенате. Купеческие суда сопровождались военным конвоем. В Азовском музее хранится одна из венецианских корабельных пушек XV века. О значении Таны в Венеции помнят до сих пор. 

Не случайно первое упоминание нашего города в 1269 г. встречено в дипломатических документах, касающихся плаваний в Тану. За право торговли на этих землях Венеция дважды вела войну. С 1332 года венецианцы имели в городе отдельный квартал, пожалованный им ханом Узбеком. Колония имела свою администрацию, возглавляемую консулом. Помимо церкви, здесь находилась лоджия, где заключались сделки, дом консула и дома купцов. В Азове найден уникальный памятник – надгробие венецианского консула. 

Численность венецианцев в Азаке составляла несколько сотен. Среди них были не только купцы, но и ремесленники, наёмные солдаты, моряки, слуги, духовные лица. Несмотря на наличие собственного района, венецианцы проживали на территории всего города. С их пребыванием здесь связаны находки разных групп итальянской керамики из самой Венеции, городов Фаэнцы и Отранто. Одним из самых интересных комплексов стала усадьба, раскопанная по спуску Розы Люксембург, 15. Здесь археологами обнаружен набор арбалетных болтов и фрагменты панциря. Все венецианские купцы были вооружены арбалетами. Обитатели усадьбы помимо торговли, имели другие разнообразные занятия.  

Пребывание в городе нескольких сотен вооружённых итальянцев не могло не вызвать конфликтов, один из которых разразился в 1343 году. Тем не менее, торговля не прекращалась. А в 1395 году во время разгрома города Тимуром, венецианцы были наиболее пострадавшей стороной. Однако, уже через несколько лет они начинают строить каменный замок. В XV веке венецианский и генуэзский замки в Азаке оставались единственными очагами оседлой жизни в бурлящей кочевой степи. 

История венецианской Таны закончилась в 1475 году.
14.04.2017 Монголы в золотоордынском Азаке

Улус Джучи был монгольским государством. Его правители гордились тем, что принадлежат к золотому роду Чингиз-хана. Настоящий монгол должен был кочевать по бескрайней степи, а не сидеть в городе. Тем не менее, какое-то количество монголов в Азаке проживало. Было найдено даже клеймо для скота с тамгой дома Бату, принадлежавшее, очевидно, представителю ханской администрации.  

Онгоны представляют собой небольшие антропоморфные фигурки, вырезанные из меди. Они служили вместилищем одной из душ человека. На территории Монголии их часто находят в погребениях. У нас в городе найдено уже семнадцать. Такие находки позволяют археологам очертить район современного Азова, где проживали монголы. 

Некоторые предметы (из раскопов археологов) могли не принадлежать монголам, но, вместе с тем, появились в городах Золотой Орды именно в этот период и стали в дальнейшем частью общегородской культуры. Среди них костяные кольца для стрельбы из лука, а в Азаке многие из них стали просто изящными женскими украшениями. 

С монголами пришло и хорошо развитое в Азаке чугунолитейное производство. Из чугуна отливали втулки для ступиц колёс и котлы. С монголами также связывают погребения с северной ориентировкой. Такое погребение было обнаружено в Азове по переулку Красноармейский, 56. Осенью 2016 года археологами открыт могильник к востоку от Кирсановой балки, где среди прочих язычников хоронили своих умерших и монголы. В золотоордынском Азаке монголы проживали на восточных окраинах города. Они стали приходить сюда во второй четверти XIV века и выполняли самую грязную и тяжёлую работу, например, выжигание угля.  

Кочевавшие вокруг Азака монголы попадали в город во время ярмарок и обменивали скот на изделия городских ремесленников. Так в степь попадали костяные накладки на колчан с изящным орнаментом. Это ещё одна категория находок, появившаяся вместе с монголами. Монголы в Восточной Европе были малочисленны и, по уверениям египетских хронистов, быстро растворились среди тюркских племён. Однако, итальянские нотариальные акты говорят о присутствии монголов в Тане в 1360-е годы. Очевидно, даже забыв родной язык, монголы сохраняли своё самосознание и отдельные элементы культуры. Учёным не известно, когда монголы, жившие в Подонье, перестали называть себя монголами.
05.04.2017 Черкесы в Азаке XIV века

Черкесы, касоги, зихи, кабардинцы, адыгейцы - под такими названиями в разные периоды средневековья были известны западно-кавказские племена, обитавшие в предгорьях Кавказа, от Чёрного моря до верховьев Терека.  

В XIII-XIV веках эти племена формально входили в состав Золотой Орды, во многом оставаясь независимыми. Их следы также фиксируются в золотоордынском Азаке и его окрестностях. В письменных источниках упоминаются кварталы зихов и черкесов, они были и среди горожан, и среди крестьян. Однако, выделить следы их проживания сложно, поскольку за столетие жизни рядом с аланами их материальная культура во многом сблизилась.  

В XIII-XIV веках черкесы были православными, и поэтому какие-то из найденных в Азаке крестов могли принадлежать им. Но всё же, некоторые вещи остаются узнаваемыми. Среди них: виды керамики, серьги и другие украшения. Учёные также связывают с черкесами особенности погребального обряда: куриное яйцо в детских погребениях, одиночные сердоликовые бусины, а также древесные угли в заполнении погребальных ям.  

Экономические связи закубанских черкесов с Азаком иллюстрируются находками керамики Азака в районе современного Крымска. 

Как и другие христианские народы, эти племена стали жертвой полчищ Тимура, уничтоживших город в 1395 году. Пытаясь остановить Тимура, они выжгли всю степь от Азака до предгорий Кавказа. В дальнейшем вели с ними ожесточённую борьбу за левобережье Кубани.
17.02.2017 Русские в Азаке XIV века

Многим покажется удивительным, что в городах Золотой Орды проживало много русских людей. Русские, наряду с другими этносами, могут с полным правом считать культуру Золотой Орды своей. Особенно много русских проживало в городах Поволжья: Болгаре, Укеке, Водянском городище, но и в Азаке русская община была не маленькой. 

В более позднее время в турецком Азове XVI века доля русского населения составляла около 20%. При этом, русские люди не были оборванцами-рабами, живущими в норах. Об этом свидетельствует кухонная керамика, которую монголы позволили привезти русским с прежних мест жительства. Русские люди переселялись на новые земли со своим домашним скарбом, перевозимым на телегах, запряжённых быками. Самый древний комплекс средневекового города (нынешняя улица Московская, 4), исследованный археологами, принадлежал русскому человеку и датируется 60-ми годами XIII века. 

Археологически отследить русских в Азове не просто, потому что они легко заимствовали элементы бытовой культуры у своих соседей-единоверцев: аланов, черкесов, греков. Прежде всего, это касается керамики, которую они покупали у своих соседей - аланов. 

Тем не менее, можно говорить, что большая часть русских проживала в районе средневекового города, начиная от перекрёстка современных улиц Московской и Щорса до перекрёстка Карла Либкнехта и Измайлова, а далее на юг - до перекрёстка улиц Социалистической и Толстого. 

Русские люди упоминаются в итальянских нотариальных актах. Они заключают сделки, вступают в брак с итальянцами, ищут своих родственников. Помимо керамики, свидетельствами о пребывании русских людей в Азаке XIV века являются православные кресты с криновидными концами, энколпионы, некоторые виды украшений: костяная бляха с изображением крылатой русалки, поясная пластина с изображением грифона, коньковая подвеска с шумящими привесками, некоторые виды перстней и серёг. 

Когда города Золотой Орды начали погибать и на службу к московским князьям стали приезжать даже золотоордынские аристократы, русские люди из этих городов стали бежать на север. Следы от пребывания русских в степных городах Золотой Орды фиксируются в ремёслах, где появляются гончарные горны, а вся терминология русского кожевенного ремесла заимствована с юга. В русском быту существует много слов и вещей, имеющих тюркское происхождение: халат, кафтан, сарафан, деньга, таможня и многие другие. Русские люди даже начали носить тюбетейки, получившие название тафья. Те русские, которые остались в Азаке, стали жертвами Тимуровских полчищ, уничтоживших город в 1395 году, но многие, все же, уцелели и продолжали жить в городе вплоть до XVII века.
01.02.2017 Аланы в золотоордынском Азаке

Аланы - один из многочисленных народов, заселявших Восточную Европу в средневековье. Общины аланов были разбросаны от Константинополя до Волги. Они являлись, вероятно, самым многочисленным народом среди жителей золотоордынских городов.  

С некоторым преувеличением Азак можно назвать аланским городом. Аланы появились в золотоордынском Азаке ещё в 70-годы XIII века. На протяжении всей истории средневекового города Азак аланы были самой многолюдной общиной. Этот народ имел свой район, археологи затрудняются с его локализацией, так как бытовая культура города в целом носила аланский облик. Все горожане пользовались аланской керамикой. 

Аланы заселяли также многочисленные деревни в округе Азака. Они были православным народом и имели свою митрополию. Наверняка, в Азаке находились аланские церкви, но, к сожалению, в письменных источниках сведения о них не сохранились. Зато из письменных источников известно, что аланы имели свою баню. Очень многое в быту золотоордынского Азака появилось благодаря аланам, начиная с типичных турлучных жилищ, заканчивая кухонной утварью и деталями костюма. Но особенно многочисленна керамика, произведённая гончарами-аланами или учениками аланских мастеров. Среди них есть как крупные тарные сосуды, так и кухонные горшки, трубы, амфоры, сосуды от водоподъёмных колёс. Посуда часто покрывалась красным ангобом и лощением. Гибель Золотой Орды для аланского этноса оказалась катастрофой. 

Ни один другой народ не пережил таких утрат, как аланы. Большая их часть погибла, особенно сильно они пострадали в 1395-96 годах, во время походов Тимура. Уцелевшие в битвах аланы отступили на сопредельные территории и бесследно растворились среди целого ряда народов: русских, греков, болгар, тюрок. Их опустевшие земли на Северном Кавказе были заняты кабардинцами и другими кавказскими племенами. Лишь небольшая часть этого народа, уйдя в ущелья Кавказских гор и смешавшись с местными племенами, сумела сохранить свой язык и культуру, но не сохранила свой внешний облик.
26.01.2017 Армяне в средневековом Азаке

Армяне составляли небольшую общину, оставившую заметный вклад в истории культуры средневекового Азака. Они появились на этих землях в конце XIII века. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Некоторые изделия их ремесла можно увидеть в залах Азовского музея-заповедника. Это художественная поливная керамика местного производства, резной камень и загадочные трапециевидные формочки. Вообще, армянское искусство стало важной составной частью прикладного искусства Золотой Орды. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя. 

В Азаке работали переписчики. В Матенадаране, по сей день хранятся книги, переписанные армянскими писцами в Азаке. Сохранились, как минимум, три надписи на керамических сосудах, найденных на территории средневекового Азака. Две из них сделаны на поливных чашах, которые, вероятнее всего, были церковной утварью, а третья, самая длинная надпись – на трапециевидных формочках. 

Прихожанами армянских церквей становились и тюрки, о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу. Скорее всего, армянская община погибла в 1395 году, во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма. Вполне возможно, что среди современных донских армян есть и потомки жителей Азака.
29.12.2016 Домик Суворова

Завершается 2016 год, а вопрос по домику Суворова остается открытым. Администрация города знает об этом объекте культурного наследия. Комментарии по данному вопросу дал директор Департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова Николай Юхнов. 

Памятник архитектуры известен азовчанам как «домик Суворова» и сегодня о нем ходят легенды. То, что Александр Суворов дважды побывал в Азовской крепости - факт неоспоримый. 

В этом здании зарегистрирована одна семья, которая там не проживает уже на протяжении 10 лет. Из-за этого казуса, здание имеет столь плачевный вид. Говорить о туристической привлекательности сложно, скорее, стоит побеспокоиться о безопасности туристов, которые проходят через сортию Святой Анны к Пороховому погребу. 

Директор Азовского музея-заповедника Анатолий Горбенко сожалеет о том, что уходят памятники архитектуры, которые могли бы служить еще не одно десятилетие.
21.10.2016 Реплики азовских археологических находок на V Фестивале исторических реконструкций в Укеке

Археологи Азовского музея-заповедника на протяжении многих лет проводят раскопки на территории средневекового Азака. Их цель - получить информацию об историческом прошлом. Полученная информация может находить отражение не только в скучных научных отчетах и статьях, но и в ярких эмоционально окрашенных картинах исторически достоверных реконструкций. 

На южной окраине современного Саратова прошел ежегодный 5-й Фестиваль военно-исторических клубов, на котором скрупулёзно были воссозданы предметы быта, костюмы, украшения, вооружение населения Золотой Орды, проживавшего как в городе, так и в степи. Многие предметы, прежде всего керамика, являются репликами находок, сделанных азовскими археологами на территории средневекового Азака. 

Посетители средневекового города смогли познакомиться с работой кузнеца и мастера по изготовлению бус, выпустить стрелу из лука и увидеть как создавалось вооружение воина, посмотреть на работу гончара и берестяных дел мастера, а также заглянуть в Ставку эмира Укека и русский лагерь, увидеть церемонию встречи послов и многое другое. 

В этой суете сотруднику Азовского музея-заповедника выпала честь в один день пообщаться с эмиром Укека и Губернатором Саратовской области. Быт и занятия золотоордынских горожан в разных регионах были очень схожими. Если заменить название города Укек на Азак, можно легко себе представить, что мы окунулись в жизнь нашего города только 700 лет назад.
17.02.2015 Дом купца Петра Соколова нач. ХХ в.

Здание на Ленинградской, 35 было построено купцом Петром Соколовым в 1910 году. До Октябрьских событий эта улица носила название Петербургской. Рядом с особняком Петра Соколова в следующем доме по Ленинградской, 33 проживал его брат Василий. У каждого из этих зданий своя история. Жилой дом купца Василия Соколова и сегодня остаётся жилым, там проживает несколько семей. 
Так сложилось, что в доме Петра Соколова в довоенные и послевоенные годы располагался Дом пионеров. Правда, здание претерпело капитальный ремонт, который длился с 1946 по 1950 год. Вход в здание был с противоположной стороны. В 70-е годы прошлого века в этом здании открылась Станция юных техников. В некоторых комнатах дома купца Петра Соколова сохранились двери, лепнина на потолках и печь. 
Как памятник архитектуры, дом купца Петра Соколова с 1992 года находится под охраной государства.
22.09.2014 Страничка из истории города
кин, зав. отделом археологии Азовского музея-заповедника Масловский Андрей Николаевич

Мы никогда не узнаем, в каком именно году точно был основан город Азак. Но мы точно знаем, когда город был уничтожен. 14 сентября 1395 года в город вошли войска Тимура. Несмотря на данное делегации горожан обещание Тимура, город был полностью сожжен, а большая часть жителей Азака была убита. Однако, многие городские жители предвидели такое развитие событий и покинули Азак, поэтому, хотя археологи фиксируют следы пожаров, но встречают очень небольшое число человеческих останков. 

Год спустя, венецианский посланник не обнаружил никого из жителей на пепелищах Азака и отбыл обратно в Венецию. В трудах придворных историографов представлена такая версия событий. 

Мусульмане Азака попали под власть неверных и Тимур пришел их освободить от власти неверных, перебив их не только в городе, но и во всей области Азака. Однако, сами мусульмане Золотой Орды не считали Тимура своим освободителем. Муфтии Болгара даже выпустили фетву, в которой объявляли Тимура еретиком, против которого необходимо вести священную войну. 

Не в первый и не в последний раз в истории человечества завоеватель перекладывал вину за свои преступления на своих жертв, и оправдывал свои прагматические политические цели волей Господа. Прошел еще небольшой отрезок времени, и уцелевшие жители города стали возвращаться на пепелища. Однако, возрождению города воспрепятствовала анархия, воцарившаяся на территории Золотой Орды после катастрофы 1395 года. Только построенные итальянцами замки смогли защитить то небольшое количество горожан, которые пережили Тимуровское нашествие и годы феодальной анархии.
22.05.2014 «Восставший из небытия…»
кин, зав. отделом археологии Азовского музея-заповедника Масловский Андрей Николаевич

Не только большинство пытливых любителей истории, но и многие специалисты по средневековой истории Восточной Европы, ничего не знают о золотоордынском городе Азаке. Даже в специальных работах по истории и археологии Золотой Орды, при обзоре памятников, очень часто его пропускают.

Между тем, ни об одном другом городе Золотой Орды не сохранилось такого большого количества упоминаний в письменных источниках, как об Азове. Азовский музей-заповедник более 30 лет ведет регулярные археологические исследования на территории города. На настоящий момент изучено более 250 раскопов, общей площадью 40 000 кв.м. Благодаря этому, Азак стал наиболее изученным среди городов Золотой Орды, и можно сказать, восстал из исторического небытия.

Первое упоминание города относится к 1269 году, когда правительство Генуи в инструкции своим послам к Римскому папе упоминает Тану. Именно под таким названием наш город был известен в Европе. С этого момента он регулярно появляется в нотариальных документах, сенатских постановлениях, воспоминаниях путешественников, а также в географических описаниях, лоциях, международных договорах и других источниках.

Азак, как город, возникает в период правления Менгу Тимура, в первые годы существования Золотой Орды, как самостоятельного государства, практически одновременно с большинством крупных золотоордынских городов, в результате целенаправленной политики государственной власти.

Выбор места для строительства города был обусловлен тем, что власти Золотой Орды нуждались в портовом городе, куда могли бы заходить крупные морские суда из Средиземноморья, и при этом, этот город должен был иметь кратчайшие и удобные пути сообщения с центральным доменом хана, находившимся в Нижнем Поволжье.

Как и другие крупные Золотоордынские города, за короткое по историческим меркам время, Азак разросся до очень больших для эпохи средневековья размеров. Его площадь около 1330 года составляла 450 га (для сравнения, площадь Киева в 1240 году – 90 га; площадь крупнейшего города Ближнего Востока Антиохии – 650 га). В это время численность населения Азака составляла, вероятнее всего, около 30 тысяч человек, что сопоставимо с численностью населения европейских столиц. Город превратился в международный центр, где сходились несколько важных сухопутных и морских торговых путей. Они растянулись  от Китая до Испании, и от Северной Африки до таежного Приуралья и Западной Сибири.

Город являлся крупным административным центром средневековья. Здесь находилась резиденция эмира Азака. В 1332 году Венецианская колония, по специальному договору республики с ханом Узбеком, получила особый статус. Ей был отведен участок для возведения отдельного квартала. Также были оговорены условия торговли и судопроизводства. Торговые пошлины составляли всего 3%, что необычно низко, по меркам средневековья.

В 1395 году происходит финальная катастрофа. Осенью город захватывает Тимур и, нарушив собственные обещания, уничтожает город и его население. Назначенный в следующем году в Тану новый венецианский консул, находит здесь только безлюдное пепелище. Венецианский замок был построен только  в 1398-1418 годах. Под защиту Итальянских замков собираются уцелевшие жители Золотоордынского Азака. Жизнь и торговля в этом месте продолжалась, но история Золотоордынского города на этом заканчивается.

Новости 1 - 35 из 35
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»