Рубрика "У истоков забытого города..."

01.02.2017 Аланы в золотоордынском Азаке

Аланы - один из многочисленных народов, заселявших Восточную Европу в средневековье. Общины аланов были разбросаны от Константинополя до Волги. Они являлись, вероятно, самым многочисленным народом среди жителей золотоордынских городов.  

С некоторым преувеличением Азак можно назвать аланским городом. Аланы появились в золотоордынском Азаке ещё в 70-годы XIII века. На протяжении всей истории средневекового города Азак аланы были самой многолюдной общиной. Этот народ имел свой район, археологи затрудняются с его локализацией, так как бытовая культура города в целом носила аланский облик. Все горожане пользовались аланской керамикой. 

Аланы заселяли также многочисленные деревни в округе Азака. Они были православным народом и имели свою митрополию. Наверняка, в Азаке находились аланские церкви, но, к сожалению, в письменных источниках сведения о них не сохранились. Зато из письменных источников известно, что аланы имели свою баню. Очень многое в быту золотоордынского Азака появилось благодаря аланам, начиная с типичных турлучных жилищ, заканчивая кухонной утварью и деталями костюма. Но особенно многочисленна керамика, произведённая гончарами-аланами или учениками аланских мастеров. Среди них есть как крупные тарные сосуды, так и кухонные горшки, трубы, амфоры, сосуды от водоподъёмных колёс. Посуда часто покрывалась красным ангобом и лощением. Гибель Золотой Орды для аланского этноса оказалась катастрофой. 

Ни один другой народ не пережил таких утрат, как аланы. Большая их часть погибла, особенно сильно они пострадали в 1395-96 годах, во время походов Тимура. Уцелевшие в битвах аланы отступили на сопредельные территории и бесследно растворились среди целого ряда народов: русских, греков, болгар, тюрок. Их опустевшие земли на Северном Кавказе были заняты кабардинцами и другими кавказскими племенами. Лишь небольшая часть этого народа, уйдя в ущелья Кавказских гор и смешавшись с местными племенами, сумела сохранить свой язык и культуру, но не сохранила свой внешний облик.
26.01.2017 Армяне в средневековом Азаке

Армяне составляли небольшую общину, оставившую заметный вклад в истории культуры средневекового Азака. Они появились на этих землях в конце XIII века. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Некоторые изделия их ремесла можно увидеть в залах Азовского музея-заповедника. Это художественная поливная керамика местного производства, резной камень и загадочные трапециевидные формочки. Вообще, армянское искусство стало важной составной частью прикладного искусства Золотой Орды. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя. 

В Азаке работали переписчики. В Матенадаране, по сей день хранятся книги, переписанные армянскими писцами в Азаке. Сохранились, как минимум, три надписи на керамических сосудах, найденных на территории средневекового Азака. Две из них сделаны на поливных чашах, которые, вероятнее всего, были церковной утварью, а третья, самая длинная надпись – на трапециевидных формочках. 

Прихожанами армянских церквей становились и тюрки, о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу. Скорее всего, армянская община погибла в 1395 году, во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма. Вполне возможно, что среди современных донских армян есть и потомки жителей Азака.
29.12.2016 Домик Суворова

Завершается 2016 год, а вопрос по домику Суворова остается открытым. Администрация города знает об этом объекте культурного наследия. Комментарии по данному вопросу дал директор Департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова Николай Юхнов. 

Памятник архитектуры известен азовчанам как «домик Суворова» и сегодня о нем ходят легенды. То, что Александр Суворов дважды побывал в Азовской крепости - факт неоспоримый. 

В этом здании зарегистрирована одна семья, которая там не проживает уже на протяжении 10 лет. Из-за этого казуса, здание имеет столь плачевный вид. Говорить о туристической привлекательности сложно, скорее, стоит побеспокоиться о безопасности туристов, которые проходят через сортию Святой Анны к Пороховому погребу. 

Директор Азовского музея-заповедника Анатолий Горбенко сожалеет о том, что уходят памятники архитектуры, которые могли бы служить еще не одно десятилетие.
21.10.2016 Реплики азовских археологических находок на V Фестивале исторических реконструкций в Укеке

Археологи Азовского музея-заповедника на протяжении многих лет проводят раскопки на территории средневекового Азака. Их цель - получить информацию об историческом прошлом. Полученная информация может находить отражение не только в скучных научных отчетах и статьях, но и в ярких эмоционально окрашенных картинах исторически достоверных реконструкций. 

На южной окраине современного Саратова прошел ежегодный 5-й Фестиваль военно-исторических клубов, на котором скрупулёзно были воссозданы предметы быта, костюмы, украшения, вооружение населения Золотой Орды, проживавшего как в городе, так и в степи. Многие предметы, прежде всего керамика, являются репликами находок, сделанных азовскими археологами на территории средневекового Азака. 

Посетители средневекового города смогли познакомиться с работой кузнеца и мастера по изготовлению бус, выпустить стрелу из лука и увидеть как создавалось вооружение воина, посмотреть на работу гончара и берестяных дел мастера, а также заглянуть в Ставку эмира Укека и русский лагерь, увидеть церемонию встречи послов и многое другое. 

В этой суете сотруднику Азовского музея-заповедника выпала честь в один день пообщаться с эмиром Укека и Губернатором Саратовской области. Быт и занятия золотоордынских горожан в разных регионах были очень схожими. Если заменить название города Укек на Азак, можно легко себе представить, что мы окунулись в жизнь нашего города только 700 лет назад.
17.02.2015 Дом купца Петра Соколова нач. ХХ в.

Здание на Ленинградской, 35 было построено купцом Петром Соколовым в 1910 году. До Октябрьских событий эта улица носила название Петербургской. Рядом с особняком Петра Соколова в следующем доме по Ленинградской, 33 проживал его брат Василий. У каждого из этих зданий своя история. Жилой дом купца Василия Соколова и сегодня остаётся жилым, там проживает несколько семей. 
Так сложилось, что в доме Петра Соколова в довоенные и послевоенные годы располагался Дом пионеров. Правда, здание претерпело капитальный ремонт, который длился с 1946 по 1950 год. Вход в здание был с противоположной стороны. В 70-е годы прошлого века в этом здании открылась Станция юных техников. В некоторых комнатах дома купца Петра Соколова сохранились двери, лепнина на потолках и печь. 
Как памятник архитектуры, дом купца Петра Соколова с 1992 года находится под охраной государства.

Новости 26 - 30 из 32
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»