Рубрика "У истоков забытого города..."

24.07.2017 Иранцы в средневековом Азаке

На протяжении почти столетия Улус Джучи (Золотая Орда) враждовал с Улусом Хулагу – Государство Ильханов, центром которого был Иран. Даже бурный рост Азаке в последней трети XIII века был отчасти обусловлен этим соперничеством. Однако вражда не мешала торговым и культурным контактам. Тебриз, столица Иранского Азербайджана, был одним из крупнейших торговых центров, связанных с Азаком. 

Персидские купцы были частыми гостями Азака, а жители Азака – частыми посетителями Ирана. Об этом свидетельствуют частые находки хулагуидских монет. На настоящий момент их найдено свыше 150 – больше, чем всех иностранных монет вместе взятых. Некоторые предметы, найденные в Азаке, были личными вещами уроженцев Ирана, как, например, сероглиняный подсвечник. 

Уроженцы Ирана оказали также важное влияние на различные сферы городской культуры Золотой Орды. В частности, иранское влияние прослеживается в архитектуре. Приток иранских ремесленников в золотоордынские города усилился после 1335 года, когда в государстве Хулагуидов началась затяжная кровавая смута. Полями сражений стали степи Азербайджана. В 1356 году золотоордынские войска заняли Тебриз, но победа пришла слишком поздно. Через несколько лет в самой Золотой Орде началась смута, которая привела к потере контактов Азака с Ираном.
26.06.2017 Генуэзцы в золотоордынском Азаке

Генуэзцы сыграли в истории Азака очень существенную роль. Даже первое упоминание нашего города встречено в документе, принятом Сенатом Генуи 17 октября 1269 г. 

Мы достаточно хорошо знаем о венецианской Тане и генуэзской Кафе (современной Феодосии), но гораздо меньше о генуэзской Тане. Так, например, не сохранилось текста ярлыков, выданных властями Золотой Орды об отведении территории для генуэзского квартала. 

Генуэзцы, в отличие от венецианцев, торговали не только дорогими шелками и специями, но и зерном, металлом, кожами. Известно, что в Северное Причерноморье приезжали не только купцы, но и генуэзские ремесленники, и кто-то из них жил в Тане. Наверное, с ними связано появление в нашем городе ножей для раскроя кожи западноевропейского типа. 

С присутствием генуэзцев связано распространение люстровой керамики испанского производства. О международной торговле этой парадной посудой нам известно гораздо лучше, чем о торговле какой-либо другой керамикой. В Азовском музее хранятся фрагменты сосудов, таких же, как и в музеях Санкт-Петербурга, Парижа, Кракова, Лондона и Мадрида. Известны находки нескольких мелких серебряных монет, отчеканенных в Генуе. Их значительно больше, чем других европейских монет. С генуэзцами связаны многие находки арбалетных болтов. 

Генуэзский квартал находился в непосредственной близости от венецианского квартала к западу. Так же, как и венецианцы, генуэзцы продолжали торговать в Тане, даже после уничтожения города войсками Тимура в 1395 году. Нам не известно, как выглядел генуэзский замок. Возможно, он был менее капитальным, чем венецианский, но он разделил его судьбу, попав летом 1475 года в руки турок.
22.06.2017 История города в истории улиц. Улица Ленина
Репортаж ТК "АНТА" (Азов)
06.06.2017 Арабы в средневековом Азаке

Одной из самых малочисленных этнических групп, сыгравших значительную роль в истории Азака, являлись арабы. В Азаке, как правило, арабы появлялись в качестве торговцев или исламского духовенства. В частности, арабы из Египта на территории Золотой Орды закупали рабов. Известно, что в Кафе существовал специальный Дом рабов, закупавший их для египетского султана. На Ближний Восток шла значительная часть мехов, продававшихся на рынках Азака. Любой богатый египетский араб со знанием дела мог обсудить отличие меха горностая от меха соболя. Особенно активны были контакты Ближнего Востока с золотоордынским Азаком до конца первой трети XIV века.  

Второй и более многочисленной группой были духовные лица: законоведы, богословы, шейхи и факиры – исламские странники-аскеты, ведь Коран на званых аристократических приёмах должен был читаться по-арабски. Отдельной группой населения, занимавшей в исламском обществе особое место, были сейиды – потомки пророка Мухаммеда. Имя одного из этих духовных лиц, проживавших в Азаке, нам известно. На встречу законоведа из Марокко Ибн-Батутты выехал шейх народа Азака Реджеп, уроженец Ирака. Самым распространённым значением слова шейх в средние века было: духовный авторитет, наставник.  

Некоторые из арабов в нашем городе проводили по несколько дней, другие оставались здесь на всю жизнь. Потомки тех, кто оставался навсегда жить в Азаке, ассимилировались с местным тюркским мусульманским населением.
26.05.2017 История города в истории улиц. Петровская площадь
Репортаж ТК "АНТА" (Азов)


Новости 16 - 20 из 35
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»
Санкт-Петербургский международный культурный форум