Рубрика "У истоков забытого города..."

05.04.2017 Черкесы в Азаке XIV века

Черкесы, касоги, зихи, кабардинцы, адыгейцы - под такими названиями в разные периоды средневековья были известны западно-кавказские племена, обитавшие в предгорьях Кавказа, от Чёрного моря до верховьев Терека.  

В XIII-XIV веках эти племена формально входили в состав Золотой Орды, во многом оставаясь независимыми. Их следы также фиксируются в золотоордынском Азаке и его окрестностях. В письменных источниках упоминаются кварталы зихов и черкесов, они были и среди горожан, и среди крестьян. Однако, выделить следы их проживания сложно, поскольку за столетие жизни рядом с аланами их материальная культура во многом сблизилась.  

В XIII-XIV веках черкесы были православными, и поэтому какие-то из найденных в Азаке крестов могли принадлежать им. Но всё же, некоторые вещи остаются узнаваемыми. Среди них: виды керамики, серьги и другие украшения. Учёные также связывают с черкесами особенности погребального обряда: куриное яйцо в детских погребениях, одиночные сердоликовые бусины, а также древесные угли в заполнении погребальных ям.  

Экономические связи закубанских черкесов с Азаком иллюстрируются находками керамики Азака в районе современного Крымска. 

Как и другие христианские народы, эти племена стали жертвой полчищ Тимура, уничтоживших город в 1395 году. Пытаясь остановить Тимура, они выжгли всю степь от Азака до предгорий Кавказа. В дальнейшем вели с ними ожесточённую борьбу за левобережье Кубани.
17.02.2017 Русские в Азаке XIV века

Многим покажется удивительным, что в городах Золотой Орды проживало много русских людей. Русские, наряду с другими этносами, могут с полным правом считать культуру Золотой Орды своей. Особенно много русских проживало в городах Поволжья: Болгаре, Укеке, Водянском городище, но и в Азаке русская община была не маленькой. 

В более позднее время в турецком Азове XVI века доля русского населения составляла около 20%. При этом, русские люди не были оборванцами-рабами, живущими в норах. Об этом свидетельствует кухонная керамика, которую монголы позволили привезти русским с прежних мест жительства. Русские люди переселялись на новые земли со своим домашним скарбом, перевозимым на телегах, запряжённых быками. Самый древний комплекс средневекового города (нынешняя улица Московская, 4), исследованный археологами, принадлежал русскому человеку и датируется 60-ми годами XIII века. 

Археологически отследить русских в Азове не просто, потому что они легко заимствовали элементы бытовой культуры у своих соседей-единоверцев: аланов, черкесов, греков. Прежде всего, это касается керамики, которую они покупали у своих соседей - аланов. 

Тем не менее, можно говорить, что большая часть русских проживала в районе средневекового города, начиная от перекрёстка современных улиц Московской и Щорса до перекрёстка Карла Либкнехта и Измайлова, а далее на юг - до перекрёстка улиц Социалистической и Толстого. 

Русские люди упоминаются в итальянских нотариальных актах. Они заключают сделки, вступают в брак с итальянцами, ищут своих родственников. Помимо керамики, свидетельствами о пребывании русских людей в Азаке XIV века являются православные кресты с криновидными концами, энколпионы, некоторые виды украшений: костяная бляха с изображением крылатой русалки, поясная пластина с изображением грифона, коньковая подвеска с шумящими привесками, некоторые виды перстней и серёг. 

Когда города Золотой Орды начали погибать и на службу к московским князьям стали приезжать даже золотоордынские аристократы, русские люди из этих городов стали бежать на север. Следы от пребывания русских в степных городах Золотой Орды фиксируются в ремёслах, где появляются гончарные горны, а вся терминология русского кожевенного ремесла заимствована с юга. В русском быту существует много слов и вещей, имеющих тюркское происхождение: халат, кафтан, сарафан, деньга, таможня и многие другие. Русские люди даже начали носить тюбетейки, получившие название тафья. Те русские, которые остались в Азаке, стали жертвами Тимуровских полчищ, уничтоживших город в 1395 году, но многие, все же, уцелели и продолжали жить в городе вплоть до XVII века.
01.02.2017 Аланы в золотоордынском Азаке

Аланы - один из многочисленных народов, заселявших Восточную Европу в средневековье. Общины аланов были разбросаны от Константинополя до Волги. Они являлись, вероятно, самым многочисленным народом среди жителей золотоордынских городов.  

С некоторым преувеличением Азак можно назвать аланским городом. Аланы появились в золотоордынском Азаке ещё в 70-годы XIII века. На протяжении всей истории средневекового города Азак аланы были самой многолюдной общиной. Этот народ имел свой район, археологи затрудняются с его локализацией, так как бытовая культура города в целом носила аланский облик. Все горожане пользовались аланской керамикой. 

Аланы заселяли также многочисленные деревни в округе Азака. Они были православным народом и имели свою митрополию. Наверняка, в Азаке находились аланские церкви, но, к сожалению, в письменных источниках сведения о них не сохранились. Зато из письменных источников известно, что аланы имели свою баню. Очень многое в быту золотоордынского Азака появилось благодаря аланам, начиная с типичных турлучных жилищ, заканчивая кухонной утварью и деталями костюма. Но особенно многочисленна керамика, произведённая гончарами-аланами или учениками аланских мастеров. Среди них есть как крупные тарные сосуды, так и кухонные горшки, трубы, амфоры, сосуды от водоподъёмных колёс. Посуда часто покрывалась красным ангобом и лощением. Гибель Золотой Орды для аланского этноса оказалась катастрофой. 

Ни один другой народ не пережил таких утрат, как аланы. Большая их часть погибла, особенно сильно они пострадали в 1395-96 годах, во время походов Тимура. Уцелевшие в битвах аланы отступили на сопредельные территории и бесследно растворились среди целого ряда народов: русских, греков, болгар, тюрок. Их опустевшие земли на Северном Кавказе были заняты кабардинцами и другими кавказскими племенами. Лишь небольшая часть этого народа, уйдя в ущелья Кавказских гор и смешавшись с местными племенами, сумела сохранить свой язык и культуру, но не сохранила свой внешний облик.
26.01.2017 Армяне в средневековом Азаке

Армяне составляли небольшую общину, оставившую заметный вклад в истории культуры средневекового Азака. Они появились на этих землях в конце XIII века. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Некоторые изделия их ремесла можно увидеть в залах Азовского музея-заповедника. Это художественная поливная керамика местного производства, резной камень и загадочные трапециевидные формочки. Вообще, армянское искусство стало важной составной частью прикладного искусства Золотой Орды. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя. 

В Азаке работали переписчики. В Матенадаране, по сей день хранятся книги, переписанные армянскими писцами в Азаке. Сохранились, как минимум, три надписи на керамических сосудах, найденных на территории средневекового Азака. Две из них сделаны на поливных чашах, которые, вероятнее всего, были церковной утварью, а третья, самая длинная надпись – на трапециевидных формочках. 

Прихожанами армянских церквей становились и тюрки, о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу. Скорее всего, армянская община погибла в 1395 году, во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма. Вполне возможно, что среди современных донских армян есть и потомки жителей Азака.
29.12.2016 Домик Суворова

Завершается 2016 год, а вопрос по домику Суворова остается открытым. Администрация города знает об этом объекте культурного наследия. Комментарии по данному вопросу дал директор Департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова Николай Юхнов. 

Памятник архитектуры известен азовчанам как «домик Суворова» и сегодня о нем ходят легенды. То, что Александр Суворов дважды побывал в Азовской крепости - факт неоспоримый. 

В этом здании зарегистрирована одна семья, которая там не проживает уже на протяжении 10 лет. Из-за этого казуса, здание имеет столь плачевный вид. Говорить о туристической привлекательности сложно, скорее, стоит побеспокоиться о безопасности туристов, которые проходят через сортию Святой Анны к Пороховому погребу. 

Директор Азовского музея-заповедника Анатолий Горбенко сожалеет о том, что уходят памятники архитектуры, которые могли бы служить еще не одно десятилетие.

Новости 11 - 15 из 19
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Музеи России