Рубрика "У истоков забытого города..."

15.05.2017 Греки в средневековом Азаке

Одной из самых значимых общин золотоордынского Азака были греки. Греческие общины существовали во всех средневековых причерноморских городах, большинство из них, вероятно, не были потомками греческих колонистов эпохи античности, а были представителями местных этносов, воспринявших греческий язык и культуру. Их более чем двухтысячелетний опыт в ремёслах и торговле не мог не быть востребован при создании золотоордынского города. 

В городе всегда было много греческих купцов из Трапезунда, Крыма, Константинополя и далее вплоть до Южной Италии. В XIV веке греки вынуждены были довольствоваться ролью младших партнёров итальянцев, тем не менее, объем перевозимых ими грузов был довольно велик. Среди них: фрукты, такие как, инжир, грецкие орехи, фундук, каштаны, виноград, вина Трапезунда, Трилии, Хиоса, Неаполя; изящная поливная посуда из Трапезунда, Крыма и Константинополя и кухонная посуда из разных мест, массивные мраморные ступки. 

О перевозке греками многих других товаров, таких как кожа, зерно, квасцы, металлы, можно только догадываться. О попытках наладить привычную жизнь на новом месте, говорят находки пифосов - обычной принадлежности любого греческого двора. Об этом же говорят и находки поливной кухонной керамики.  

Греки, подобно всем христианским народам Азака, сильно пострадали во время разгрома города в 1395 году, тем не менее, они продолжали здесь жить и в XV, и в XVI веках. Известно даже о строительстве в XV веке греческой церкви Святого Николая Греческого.
05.05.2017 Хорезмийцы в средневековом Азаке

В XIII-XIV веках Хорезм – область в низовьях Аму-Дарьи была частью Золотой Орды. Его столица – город Ургенч, как и Тана, лежал на Великом шёлковом пути и был тесно с ней связан. В отличие от городов Нижнего Подонья, в Азаке проживало немного хорезмийцев, в основном это были представители исламского духовенства, купцы и чиновники, которые оказали немалое влияние на развитие культуры Золотой Орды. В частности, хорезмийцем был один из известных нам эмиров Азака. 

В Азаке были выпущены монеты с изображением льва, над спиной которого всходит солнце. Изображения подобного стиля встречено в искусстве Хорезма. 

Из Хорезма в Азак поступала сероглиняная керамика, большая часть которой покрыта тонким штампованным орнаментом, которая выступала самостоятельным предметом торговли. Каменные котлы и часть сероглиняной керамики, вероятно, попадали в Азак в составе домашнего скарба приезжавших сюда хорезмийцев.  

Вероятно, самым большим вкладом в культуру Золотой Орды – стало распространение ислама, в котором хорезмийцы принимали активное участие. Связи Азака с Хорезмом продолжались вплоть до конца существования этих городов, хотя к концу XIV века их интенсивность заметно снизилась.
29.04.2017 Татары в средневековом Азаке

Одной из самых больших этнических групп, проживавших в Азаке, были представители различных тюркских племён, которые в XIII-XIV веках получили общее название – татары. Горожанами становились преимущественно обедневшие кочевники-татары, селившиеся на окраинах средневекового Азака. 

Татары воспринимали уже имеющуюся городскую культуру. Легко отказываясь от юрт, они селились в жилищах, ничем не отличавшихся от домов других этнических групп. Татары составляли большинство кочевников в округе Азака. Они пригоняли в город скот, привозили кожи, молочные продукты, бараньи курдюки, а взамен получали разнообразные изделия из железа – сабли, ножи, ножницы, кресала, а также другие товары – ткани, украшения, зеркала, медную посуду. 

Возможно, это покажется странным, но именно татары составляли большую часть рабов, продававшихся на рынках Таны. Во второй половине XIII-XIV веков большая часть войска Египта состояла из татарских мальчиков-рабов, купленных в Тане и Каффе. Некоторым из этих мальчиков выпадала удача стать султанами Египта. 

Судьба татарского населения Азака оказалась печальной. Они стали гибнуть гораздо раньше своих соседей-горожан. Во время «замятни» 1359-1381 годов вырезались целые кланы, проигравшие войну за власть. Наиболее драматической стала «резня» зимы 1369-1370 годов. В настоящий момент археологами обнаружено более полутора десятка мест захоронения жертв этого побоища. Тем не менее, татары в городе продолжали проживать и позже. Даже когда золотоордынский город погиб, они жили, невзирая на запреты в венецианской Тане, вплоть до 1475 года.
21.04.2017 Венецианцы в средневековом Азаке-Тане

XIII-XV века – время наивысшего расцвета венецианской морской державы. Она контролировала значительную часть средиземноморской торговли. Но в Чёрном море Венеция проигрывала своей основной сопернице – Генуе, и у неё было всего два опорных пункта – в Азаке (Тане) и Трапезунде. Поэтому Тана была столь важна. Вопросы организации торговли с ней рассматривались в Венецианском Сенате. Купеческие суда сопровождались военным конвоем. В Азовском музее хранится одна из венецианских корабельных пушек XV века. О значении Таны в Венеции помнят до сих пор. 

Не случайно первое упоминание нашего города в 1269 г. встречено в дипломатических документах, касающихся плаваний в Тану. За право торговли на этих землях Венеция дважды вела войну. С 1332 года венецианцы имели в городе отдельный квартал, пожалованный им ханом Узбеком. Колония имела свою администрацию, возглавляемую консулом. Помимо церкви, здесь находилась лоджия, где заключались сделки, дом консула и дома купцов. В Азове найден уникальный памятник – надгробие венецианского консула. 

Численность венецианцев в Азаке составляла несколько сотен. Среди них были не только купцы, но и ремесленники, наёмные солдаты, моряки, слуги, духовные лица. Несмотря на наличие собственного района, венецианцы проживали на территории всего города. С их пребыванием здесь связаны находки разных групп итальянской керамики из самой Венеции, городов Фаэнцы и Отранто. Одним из самых интересных комплексов стала усадьба, раскопанная по спуску Розы Люксембург, 15. Здесь археологами обнаружен набор арбалетных болтов и фрагменты панциря. Все венецианские купцы были вооружены арбалетами. Обитатели усадьбы помимо торговли, имели другие разнообразные занятия.  

Пребывание в городе нескольких сотен вооружённых итальянцев не могло не вызвать конфликтов, один из которых разразился в 1343 году. Тем не менее, торговля не прекращалась. А в 1395 году во время разгрома города Тимуром, венецианцы были наиболее пострадавшей стороной. Однако, уже через несколько лет они начинают строить каменный замок. В XV веке венецианский и генуэзский замки в Азаке оставались единственными очагами оседлой жизни в бурлящей кочевой степи. 

История венецианской Таны закончилась в 1475 году.
14.04.2017 Монголы в золотоордынском Азаке

Улус Джучи был монгольским государством. Его правители гордились тем, что принадлежат к золотому роду Чингиз-хана. Настоящий монгол должен был кочевать по бескрайней степи, а не сидеть в городе. Тем не менее, какое-то количество монголов в Азаке проживало. Было найдено даже клеймо для скота с тамгой дома Бату, принадлежавшее, очевидно, представителю ханской администрации.  

Онгоны представляют собой небольшие антропоморфные фигурки, вырезанные из меди. Они служили вместилищем одной из душ человека. На территории Монголии их часто находят в погребениях. У нас в городе найдено уже семнадцать. Такие находки позволяют археологам очертить район современного Азова, где проживали монголы. 

Некоторые предметы (из раскопов археологов) могли не принадлежать монголам, но, вместе с тем, появились в городах Золотой Орды именно в этот период и стали в дальнейшем частью общегородской культуры. Среди них костяные кольца для стрельбы из лука, а в Азаке многие из них стали просто изящными женскими украшениями. 

С монголами пришло и хорошо развитое в Азаке чугунолитейное производство. Из чугуна отливали втулки для ступиц колёс и котлы. С монголами также связывают погребения с северной ориентировкой. Такое погребение было обнаружено в Азове по переулку Красноармейский, 56. Осенью 2016 года археологами открыт могильник к востоку от Кирсановой балки, где среди прочих язычников хоронили своих умерших и монголы. В золотоордынском Азаке монголы проживали на восточных окраинах города. Они стали приходить сюда во второй четверти XIV века и выполняли самую грязную и тяжёлую работу, например, выжигание угля.  

Кочевавшие вокруг Азака монголы попадали в город во время ярмарок и обменивали скот на изделия городских ремесленников. Так в степь попадали костяные накладки на колчан с изящным орнаментом. Это ещё одна категория находок, появившаяся вместе с монголами. Монголы в Восточной Европе были малочисленны и, по уверениям египетских хронистов, быстро растворились среди тюркских племён. Однако, итальянские нотариальные акты говорят о присутствии монголов в Тане в 1360-е годы. Очевидно, даже забыв родной язык, монголы сохраняли своё самосознание и отдельные элементы культуры. Учёным не известно, когда монголы, жившие в Подонье, перестали называть себя монголами.

Новости 1 - 5 из 14
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Музеи России