Рубрика "У истоков забытого города..."

26.06.2017 Генуэзцы в золотоордынском Азаке

Генуэзцы сыграли в истории Азака очень существенную роль. Даже первое упоминание нашего города встречено в документе, принятом Сенатом Генуи 17 октября 1269 г. 

Мы достаточно хорошо знаем о венецианской Тане и генуэзской Кафе (современной Феодосии), но гораздо меньше о генуэзской Тане. Так, например, не сохранилось текста ярлыков, выданных властями Золотой Орды об отведении территории для генуэзского квартала. 

Генуэзцы, в отличие от венецианцев, торговали не только дорогими шелками и специями, но и зерном, металлом, кожами. Известно, что в Северное Причерноморье приезжали не только купцы, но и генуэзские ремесленники, и кто-то из них жил в Тане. Наверное, с ними связано появление в нашем городе ножей для раскроя кожи западноевропейского типа. 

С присутствием генуэзцев связано распространение люстровой керамики испанского производства. О международной торговле этой парадной посудой нам известно гораздо лучше, чем о торговле какой-либо другой керамикой. В Азовском музее хранятся фрагменты сосудов, таких же, как и в музеях Санкт-Петербурга, Парижа, Кракова, Лондона и Мадрида. Известны находки нескольких мелких серебряных монет, отчеканенных в Генуе. Их значительно больше, чем других европейских монет. С генуэзцами связаны многие находки арбалетных болтов. 

Генуэзский квартал находился в непосредственной близости от венецианского квартала к западу. Так же, как и венецианцы, генуэзцы продолжали торговать в Тане, даже после уничтожения города войсками Тимура в 1395 году. Нам не известно, как выглядел генуэзский замок. Возможно, он был менее капитальным, чем венецианский, но он разделил его судьбу, попав летом 1475 года в руки турок.
06.06.2017 Арабы в средневековом Азаке

Одной из самых малочисленных этнических групп, сыгравших значительную роль в истории Азака, являлись арабы. В Азаке, как правило, арабы появлялись в качестве торговцев или исламского духовенства. В частности, арабы из Египта на территории Золотой Орды закупали рабов. Известно, что в Кафе существовал специальный Дом рабов, закупавший их для египетского султана. На Ближний Восток шла значительная часть мехов, продававшихся на рынках Азака. Любой богатый египетский араб со знанием дела мог обсудить отличие меха горностая от меха соболя. Особенно активны были контакты Ближнего Востока с золотоордынским Азаком до конца первой трети XIV века.  

Второй и более многочисленной группой были духовные лица: законоведы, богословы, шейхи и факиры – исламские странники-аскеты, ведь Коран на званых аристократических приёмах должен был читаться по-арабски. Отдельной группой населения, занимавшей в исламском обществе особое место, были сейиды – потомки пророка Мухаммеда. Имя одного из этих духовных лиц, проживавших в Азаке, нам известно. На встречу законоведа из Марокко Ибн-Батутты выехал шейх народа Азака Реджеп, уроженец Ирака. Самым распространённым значением слова шейх в средние века было: духовный авторитет, наставник.  

Некоторые из арабов в нашем городе проводили по несколько дней, другие оставались здесь на всю жизнь. Потомки тех, кто оставался навсегда жить в Азаке, ассимилировались с местным тюркским мусульманским населением.
15.05.2017 Греки в средневековом Азаке

Одной из самых значимых общин золотоордынского Азака были греки. Греческие общины существовали во всех средневековых причерноморских городах, большинство из них, вероятно, не были потомками греческих колонистов эпохи античности, а были представителями местных этносов, воспринявших греческий язык и культуру. Их более чем двухтысячелетний опыт в ремёслах и торговле не мог не быть востребован при создании золотоордынского города. 

В городе всегда было много греческих купцов из Трапезунда, Крыма, Константинополя и далее вплоть до Южной Италии. В XIV веке греки вынуждены были довольствоваться ролью младших партнёров итальянцев, тем не менее, объем перевозимых ими грузов был довольно велик. Среди них: фрукты, такие как, инжир, грецкие орехи, фундук, каштаны, виноград, вина Трапезунда, Трилии, Хиоса, Неаполя; изящная поливная посуда из Трапезунда, Крыма и Константинополя и кухонная посуда из разных мест, массивные мраморные ступки. 

О перевозке греками многих других товаров, таких как кожа, зерно, квасцы, металлы, можно только догадываться. О попытках наладить привычную жизнь на новом месте, говорят находки пифосов - обычной принадлежности любого греческого двора. Об этом же говорят и находки поливной кухонной керамики.  

Греки, подобно всем христианским народам Азака, сильно пострадали во время разгрома города в 1395 году, тем не менее, они продолжали здесь жить и в XV, и в XVI веках. Известно даже о строительстве в XV веке греческой церкви Святого Николая Греческого.
05.05.2017 Хорезмийцы в средневековом Азаке

В XIII-XIV веках Хорезм – область в низовьях Аму-Дарьи была частью Золотой Орды. Его столица – город Ургенч, как и Тана, лежал на Великом шёлковом пути и был тесно с ней связан. В отличие от городов Нижнего Подонья, в Азаке проживало немного хорезмийцев, в основном это были представители исламского духовенства, купцы и чиновники, которые оказали немалое влияние на развитие культуры Золотой Орды. В частности, хорезмийцем был один из известных нам эмиров Азака. 

В Азаке были выпущены монеты с изображением льва, над спиной которого всходит солнце. Изображения подобного стиля встречено в искусстве Хорезма. 

Из Хорезма в Азак поступала сероглиняная керамика, большая часть которой покрыта тонким штампованным орнаментом, которая выступала самостоятельным предметом торговли. Каменные котлы и часть сероглиняной керамики, вероятно, попадали в Азак в составе домашнего скарба приезжавших сюда хорезмийцев.  

Вероятно, самым большим вкладом в культуру Золотой Орды – стало распространение ислама, в котором хорезмийцы принимали активное участие. Связи Азака с Хорезмом продолжались вплоть до конца существования этих городов, хотя к концу XIV века их интенсивность заметно снизилась.
29.04.2017 Татары в средневековом Азаке

Одной из самых больших этнических групп, проживавших в Азаке, были представители различных тюркских племён, которые в XIII-XIV веках получили общее название – татары. Горожанами становились преимущественно обедневшие кочевники-татары, селившиеся на окраинах средневекового Азака. 

Татары воспринимали уже имеющуюся городскую культуру. Легко отказываясь от юрт, они селились в жилищах, ничем не отличавшихся от домов других этнических групп. Татары составляли большинство кочевников в округе Азака. Они пригоняли в город скот, привозили кожи, молочные продукты, бараньи курдюки, а взамен получали разнообразные изделия из железа – сабли, ножи, ножницы, кресала, а также другие товары – ткани, украшения, зеркала, медную посуду. 

Возможно, это покажется странным, но именно татары составляли большую часть рабов, продававшихся на рынках Таны. Во второй половине XIII-XIV веков большая часть войска Египта состояла из татарских мальчиков-рабов, купленных в Тане и Каффе. Некоторым из этих мальчиков выпадала удача стать султанами Египта. 

Судьба татарского населения Азака оказалась печальной. Они стали гибнуть гораздо раньше своих соседей-горожан. Во время «замятни» 1359-1381 годов вырезались целые кланы, проигравшие войну за власть. Наиболее драматической стала «резня» зимы 1369-1370 годов. В настоящий момент археологами обнаружено более полутора десятка мест захоронения жертв этого побоища. Тем не менее, татары в городе продолжали проживать и позже. Даже когда золотоордынский город погиб, они жили, невзирая на запреты в венецианской Тане, вплоть до 1475 года.

Новости 1 - 5 из 16
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Музеи России