Новости

29.06.2017 Выставка «Мои мгновения в потоке жизни…»
Выставка «Мои мгновения в потоке жизни…»

DSC_0124.JPGDSC_0145.JPGDSC_0155.JPG

29 июня в художественно-выставочном зале «Меценат» открылась выставка «Мои мгновения в потоке жизни…», на которой представлены работы Земляной Тамары Николаевны, художницы из города Таганрога. 

Тамара Николаевна родилась в 1971 году в городе Полтаве на Украине. В 1995 году окончила Харьковский государственный университет. С 2003 по 2006 годы училась в академическом институте им. И.Е. Репина Российской Академии художеств. Более 25 лет художница занимается творчеством. Является участницей региональных, всероссийских, международных выставок. Тамара Николаевна – человек многогранный. Является кандидатом искусствоведения, автором ряда печатных изданий по проблемам современного изобразительного искусства. Не последнее место в жизни художницы занимает педагогическая деятельность. С 2010 года она преподаёт в ТТИ ЮФУ на кафедре инженерной графики и компьютерного дизайна. 

В Азове художница впервые представила свою живопись, графику и батик – всего 38 работ за пятнадцать лет творческой деятельности. Это пейзажи цветущих садов и полей, горных вершин и шумных водопадов, натюрморты с нежными букетами. В произведениях, выполненных в технике батик, чувствуются восточные мотивы. Известный искусствовед В.В. Рязанов так говорит о творчестве Тамары Николаевны: «Глядя на произведения художника, где обилие цветущих садовых деревьев, россыпи степных маков и мальв, а также причудливые горные ландшафты, возникает ощущение, что автору тесны рамки жанров, что мотивы природы мысленно продолжаются в пространстве». 

Открытие выставки Тамары Земляной посетили азовские художники, сотрудники музея, преподаватели Детской художественной школы им. И.И. Крылова, любители изобразительного искусства. Азовская художница Наталья Чекалина отметила жизнерадостность в работах художницы: «В картинах нет мрачных красок, много света и цвета, воздуха и свежести. Поистине летняя выставка». 

Время работы выставки Тамары Земляной «Мои мгновения в потоке жизни…» с 29 июня по 3 сентября 2017 года. 

Выходной – суббота и воскресенье.

DSC_0152.JPGDSC_0071.JPGDSC_0059.JPG
29.06.2017 "Почта России" увековечила герб Азова
"Почта России" увековечила герб Азова
29 июня 2017 года в Азовском музее-заповеднике прошло торжественное мероприятие по гашению коммеморативной марки, выпущенной к юбилею города. 

На марке изображен герб Азова, с тремя главными элементами, располагающимися на лазоревом фоне сверху вниз: православным крестом, опрокинутым полумесяцем и двумя перекрещивающимися осетрами.  

В церемонии гашения марки приняли участие: заместитель директора Макрорегиона Южный ФГУП «Почта России» Горобец Т.В., Глава администрации города Азова Ращупкин В.В., депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ, почетный гражданин города Азова Водолацкий В.П., заместитель министра информационных технологий и связи РО Дьячкин К.П., заведующий отделом управления музеев, библиотек, культурно-досуговых учреждений Доманов А.С. 

На мероприятие были приглашены филателисты и журналисты СМИ. В память о событии конверт с маркой, погашенной штемпелем Первого дня, был передан в фонды Азовского музея-заповедника. Тираж марки составил 600.000 экземпляров. 

Купить подарочный филателистический комплект смогли все желающие.


DSC_0037.JPGDSC_0074.JPGDSC_0089.JPG
22.06.2017 День памяти и скорби
День памяти и скорби
В истории каждого государства есть даты, о которых нельзя забывать, дни, ставшие переломным моментом, разделившим жизнь на «до и после». К таким памятным датам относится 22 июня – первый день начала Великой Отечественной войны. Об огненных 1940-х снято много фильмов, написано много книг, памятники и обелиски защитникам Родины установлены в каждом городе и населенном пункте. Эхо о далекой войне до сих пор находит отголоски в семейных альбомах, торжественном шествии бессмертного полка. Мы помним и гордимся нашими дедами и прадедами, отстоявшими свободу нашей страны и подарившими нам жизнь. 

22 июня 2017 года в Азовском музее-заповеднике традиционно прошли тематические экскурсии для школьников по экспозиции Великой Отечественной войны. Будущим защитникам Отечества рассказали о начале войны, ключевых моментах, главных сражениях второй мировой. Юные посетители с любопытством рассматривали обмундирование, форму, оружие солдат советской армии, вглядывались в пожелтевшие фотографии военных лет, обсуждали сюжеты картин, запечатлевших подвиги летчиков и артиллеристов. 

Повествованию об освобождении Азова и Ростовской области предшествовало знакомство с мемориальной выставкой Государственного музея-заповедника «Сталинградская битва», последовательно изложившей основные события героической обороны и контрнаступления советских войск в южном направлении. 2 февраля 1943 года враг был выбит из Сталинграда, 7 февраля был освобожден наш родной город Азов. Эти даты навсегда должны остаться в памяти людей.


DSC_0244.JPGDSC_0303.JPGDSC_0335.JPG
21.06.2017 Выставка «Сталинград. 1942-1943 гг.»
Выставка «Сталинград. 1942-1943 гг.»
Видеорепортаж ТК "АНТА" (г.Азов)

21 июня 2017 года в преддверии трагической даты начала Великой Отечественной войны в Азовском музее-заповеднике открылась выставка из фондов Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва». 

Более 100 экспонатов рассказывают о легендарной обороне города, продлившейся почти 200 дней, когда на небольшом, но стратегически важном участке в 100 километров велась кровопролитная битва между элитными дивизиями вермахта и измотанных в боях советскими войсками. 

На защиту родного города были мобилизованы все, кто мог держать в руках оружие. Ополчение и истребительные батальоны формировались из рабочих военных заводов. За полгода в кровавой мясорубке погибло более 2 миллионов человек. Безвозвратные потери советской страны составили более 1 миллиона 129 тысяч человек, Германия похоронила в Сталинградской земле более 900 тысяч немецких солдат. 

Выставка рассказывает о хронологии событий героической эпопеи, подвигах летчиков и моряков, кавалеристов, танкистов, пехотинцев. 

Черно-белые фотографии запечатлели страшные картины войны: разрушенные бомбежками дома, горящие заводы, полыхающую огнем Волгу. За один день 23 августа 1943 года немцы совершили более 2000 авианалетов, в результате которых город превратился в руины, погибло более 40 тысяч человек. На выставке представлены карты, документы, форма, личные вещи командного состава Сталинградского фронта. Военные корреспонденты увековечили в своих снимках защитников Сталинграда, боевые операции и редкие минуты затишья. Каждый кадр – исторический документ, каждый предмет – свидетель героической эпопеи, преломившей ход второй мировой войны. 

Выставка будет работать до 21 сентября 2017 года.


DSC_0558.JPGDSC_0586.JPGDSC_0598.JPG
19.06.2017 Легенда ледокольного флота
Легенда ледокольного флота
19 июня 2017 г. в Азовском музее-заповеднике состоялось небольшое, почти домашнее, мероприятие. В этот день гостями музея стали члены Совета ветеранов флота, что при Пролетарском районном Совете ветеранов г. Ростова-на-Дону. Их визит прошел накануне памятной, но трагической для истории нашей страны даты – дня начала Великой Отечественной войны. 

В канун этого дня ветераны флота решили передать в дар музею фотографии ледокола-буксира «Фанагория», капитанов этого судна - Ершова С.И. и Рапопорта М.Л. и военно-морской флаг для парадного строя с рейдового тральщика «ТЩ-647», на котором до 1955 г. служил Рапопорт. Собрались гости и сотрудники музея в соответствующем месте - в экспозиции «Азов и Приазовье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг».

DSC_0260.JPGDSC_0248.JPGDSC_0246.JPG

Здесь, на подиуме в виде фрагмента палубы корабля, о грозных событиях 1941-1943 гг. напоминают снаряды, спасательный круг с катера «Юпитер» и гордо стоящий под военно-морским флагом компас с судна «Фанагория». Этот экспонат в начале 1960-х годов Михаил Леонидович передал Азовскому историко-краеведческому музею. И вот через 50 с небольшим лет М. Рапопорт вновь решил сделать подарок нашему, но теперь уже музею-заповеднику. Оказывается, он много лет хранил у себя военно-морской флаг для парадного строя, предназначавшийся тральщику с бортовым номером 647 (ТЩ-647). Михаил Леонидович хоть и не участвовал в боевых операциях периода войны по причине юного возраста, но с ее злобным дыханием сталкивался почти ежедневно, начиная с 1950 года. После окончания в г. Баку Высшего военно-морского училища, он получил назначение в Черноморский флот. Вот тут и пришлось сначала на тральщике № 193 в составе 10-го Отдельного дивизиона чистить от мин акваторию Новороссийской бухты, а потом, получив в г. Рыбинске новый рейдовый тральщик №647, до 1955 г. тралить Керченский пролив. Мирным судам требовались чистые голубые морские дороги. 

В декабре 1955 г. М.Л. Рапопорт обосновался в Ростове-на-Дону, преподавал в училище им. Седова. Одновременно как опытный моряк, знаток морского дела, Михаил Леонидович стал обучать морскому судоходству капитанов-речников. Через его руки прошли многие будущие специалисты-речники из разных пароходств страны. Поэтому плавать приходилось на разных судах. Последним в этом строю стала «Фанагория». В 1962 г. судно было списано, как отработавшее свой век. Судьбы двух разных кораблей стали для М. Рапопорта одинаково дороги. И как человек неравнодушный и ответственный он предложил коллегам по профессии поддержать его инициативу. Азовский музей-заповедник принял гостей и подарки.  

Однако для нас важно еще и то, что ветераны флота заставили сотрудников музея поближе познакомиться с историей судов, и в первую очередь «Фанагории». Нередко об этом небольшом судне упоминают как о легенде ледокольного флота. Мы узнали его историю и захотели поделиться ею с вами, уважаемый читатель.  

А началась она еще в позапрошлом веке. Дело в том, что 27 сентября 1897 г. Комитет Донских гирл получил телеграмму от руководства завода «Говард Теверке», что находился в г. Киль, в Германии. В ней сообщалось, что корпус строящегося для Ростовского порта ледокола уже обшит и скоро состоится его спуск на воду. О получении телеграммы написала газета «Приазовский край». Но что произошло далее, и идет ли речь об одном и том же судне, мы сказать пока не можем. Но новый ледокол для Ростовского порта действительно был построен. Правда произошло это событие позже и в России. В 1903 г. со стапелей верфи в г. Николаеве обществом судостроителей и литейных заводов по решению Министерства промышленности и торговли был спущен на воду буксир-ледорез типа «Удалец». Судну дали имя «Фанагория». Суда такого типа предназначались для работы в южных портах России. В 1903 г. судно прибыло в Ростовский порт. В 1917 г. в связи с известными событиями оно было переоборудовано и переквалифицировано в сторожевое. При этом изменилось и его имя: теперь его называли «Емельян Пугачев». После установления на Дону Советской власти экипаж судна вместе с капитаном Верченко Федором Николаевичем перешел на сторону новой власти. 

8 января 1920 г. ледорез был вооружен палубной артиллерией и включен в состав Азовской флотилии как сторожевой корабль. Но обстоятельства вынуждали использовать судно более широко: на перевозке раненых, а также различных грузов. 

15 сентября 1920 г. экипажу пришлось участвовать в бою с судами Врангеля у косы Обиточной под Бердянском. Победу одержали моряки Азовской флотилии, вынудившие противника покинуть акваторию боя и одну из своих тонущих канонерских лодок. Примечательно, что спасать тонущих соотечественников пришлось команде «Емельяна Пугачева». 

После наступления мирной жизни буксир находился в составе Черноморского флота, но в 1921 г. снова сменил прописку. Теперь им стал порт Мариуполя. Но здесь ледоколу вновь вернули прежнее имя - «Фанагория». Несколько лет спустя судно вернулось в Ростовский порт.  

Начавшаяся в 1941 г. война очень быстро докатилась до устья Дона: 17 октября пал г. Таганрог, а 21 ноября противник сумел захватить Ростов-на-Дону. Команду «Фанагории» эти события застали в районе Буденовского моста. Пришлось на ходу включаться в эвакуацию людей, техники, уводить их из-под обстрелов и бомбежек. На судне как раз проходили практику курсанты Ростовского ВПУ. Им и членам экипажа какое-то время огнем из пулеметов удавалось сдерживать попытки немцев проникнуть на мост. Однако к ночи враг захватил переправу, а «Фанагория» оказалась в окружении. По приказу командования АВФ судно было затоплено в ростовском ковше. 

Через неделю, когда советские войска освободили город от захватчиков, команда буксира подняла его. После небольшого ремонта буксир был включен в состав 13-го дивизиона Азово-Донской базы 5 Управления военизированного флота Азово-Черноморского бассейна НКРП, а с 12 декабря 1941 г. уже обеспечивал проводку судов, взламывая лед на Дону, буксировал баржи с грузами, а также использовался как пожарное судно. Но уже 25 декабря, как следует из отчета оперативного отдела Закавказского фронта, самоходная шаланда (так в документе) «Фанагория» стала готовиться к участию в Керченской десантной операции. Находясь в составе 2-го отряда, «Фанагория» грузилась в районе Темрюка. На буксируемой им минной барже разместились 362 человека, два 45-мм орудия, по две пушки калибра 37-мм и 76-мм, а также девять 120- мм минометов (ЦАМО, ф. 209, оп. 1089, д.14, л. 2). Но погода начала быстро портиться и вскоре ветер сменился на «норд» и достиг 7 баллов. Буксиры вынуждены были сбросить ход, чем расстроили заданный строй. Командующему АВФ пришлось даже изменить место высадки 1-му отряду, направив его суда к мысу Зюк, где уже по плану высаживался десант с судов 2-го отряда, в том числе с «Фанагории». 26 декабря в 10 часов 50 минут высадке десанта пыталась помешать авиация противника. На следующий день, в то же самое время вновь налет противника, но теперь уже на корабли 2-го отряда. Один из снарядов угодил в буксир. «Фанагория» стала тонуть. Пришлось концы баржи обрубить, спасая людей и технику. Но около 100 человек погибли (там же, л. 2). 

После этих событий «Фанагория», как вспомогательное судно в составе АВФ, вернулась к привычной для нее работе ранней весной 1942 года. Однако экипажу она запомнилась очень сложными условиями ледохода. Особенно тяжелыми стали дни с 3 по 11 апреля 1942 года. В эти дни пришлось дробить лед, представлявший сплошные торосы до 2 км, с наличием ледяных полей до 50-80 гектаров. Чтобы спасти от разрушения важные мосты через реку Дон, люди работали, не покидая на буксир-ледокол сутками. В их числе старший механик Бондаренко Александр Иванович (1888 г.р.). За свои 36 лет работы на флоте (из них - 17 лет на «Фанагории») с такой сложной ледовой обстановкой он столкнулся впервые. Несмотря на больничный лист, Александр Иванович не покидал судно до тех пор, пока обстановка не нормализовалась. В июле 1942 г. командование 56 армии, в оперативном подчинении у которого находились АВФ и военизированный флот, представило старшего механика к медали «За боевые заслуги» (приказ №300 от 11.07. 1942 г.). Этим же приказом медалью «За боевые заслуги» были награждены начальник Ростовского морского порта Иванов Михаил Михайлович и уроженец с. Круглое Азовского района, капитан «Фанагории» Петр Федорович Кудлай. 

24 июля противник вновь захватил Ростов-на-Дону. Экипажу «Фанагории» в очередной раз пришлось затопить судно. Только теперь это произошло на выходе из Дона, у х. Донской. После освобождения Ростова в феврале 1943 г. вновь начались работы по подъему затопленных судов и оборудования. В районе х. Колузаево в Азовском районе сначала был поднят также затопленный кран ПК-285, и уже с его помощью начался подъем других затопленных судов и транспорта. «Фанагория» была поднята в апреле 1943 года. Новым капитаном буксира стал Ершов Стефан Иванович, отдавший ему в общей сложности 42 года своей жизни. После подъема снова ремонт на заводе «Красный Дон». 

С 1943 г. Красная Армия пядь за пядью начала освобождать нашу землю от непрошеных «гостей». Военизированный флот Азово-Донского бассейна вновь был востребован. Шла подготовка военно-морских операций в Азовском и Черном морях. Для этого «Фанагория» в очередной раз покинула Ростовский порт и акваторию Нижнего Дона, чтобы с 18 декабря 1943 года принять участие в Феодосийско-Керченской операции. Буксир-ледокол вместе с трофейной баржей №3 использовался для перевозки боевой техники, личного состава, для вывоза раненых. На ледоколе в то время располагался даже шифровальный отдел АВФ. Правда, знали об этом немногие. 

Но война закончилась, пора было переходить к мирным заботам. И судно-труженик вновь оказалось востребованным, но теперь уже на перевозках иного плана: на многочисленные стройки оно подвозило стройматериалы, осуществляло аварийно-спасательные работы, в том числе по тушению пожаров на других судах, в портах. В зимний период тоже начиналась привычная для ледокола работа. 

В 1960 г. на «Фанагорию» был назначен новый капитан – Михаил Леонидович Рапопорт. Но с приходом во флот новых, более мощных, судов дни «Фанагории» оказались сочтены. В 1961 г. она была списана на металлолом. Последний капитан судна Рапопорт М.Л. стал преподавателем в мореходном училище им. Седова, но успел позаботиться о том, чтобы снятые с судна предметы попали в музеи страны: паровую машину забрали на Николаевскую верфь, в музей; рында отправилась в Таганрог, а вот компас, как мы писали выше, он передал в Азовский музей (приказ №295 от 23.05.1961 г. по Ремонтно-эксплуатационной базе «Красный флот»). С тех пор этот экспонат практически никогда не покидал своего места в экспозиции. Теперь же, благодаря новым подаркам ветеранов флота, экспозицию Азовского музея-заповедника дополнят фотографии самого ледокола, капитанов судна и флаг для парадного строя тральщика № 647. Суда этого типа (базовые, рейдовые) не случайно называли «пахарями моря». Для них хватило работы не только во время войны, но и после, пока наши «голубые дороги», в том числе устье Дона, не стали свободными от мин. Много мужества, выдержки и умения требовала от экипажа и его капитана эта опасная работа. 

Нет прежнего буксира-ледокола, но о делах и подвигах маленького и легендарного ледокола, хранят память музеи. 

Имя же его – «Фанагория» – продолжает жить в названии уже другого судна.

Фото мероприятия в нашей ФОТОГАЛЕРЕЕ

DSC_0267.JPGDSC_0257.JPGDSC_0276.JPG

Новости 26 - 30 из 338
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | След. | Конец Все

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Портал «Культура.РФ»